Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Блок А.А.

    Земное и неземное в стиха о Прекрасной Даме Блока.
    Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

    Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

    Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева, особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к "Прекрасной Даме", в красоте ее, "Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой - слуга; порою - милый;
    И вечно - раб.

    Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание потеряет часть своей первозданной красоты:

    Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.

    В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович сам начинает искать свою "Прекрасную Даму": мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное, бессловесное творенье свое - находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную... Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»: грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
    нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки «двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

    И полны заветной дрожью
    Долгожданных лет,
    Мы помчимся к бездорожью
    В несказанный свет.

    Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он тогда ощущал:

    Ни тоски, ни любви, ни обиды,
    Все померкло, прошло, отошло…

    Белый стан, голоса панихиды
    И твое золотое весло.

    Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью, дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому очень долго просто любовался совершенством её красоты:

    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.

    В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая – Ты.

    Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

    С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
    несправедливости бытия:

    …А там, наточив топоры,
    Веселые красные люди,
    Смеясь, разводили костры…
    Со мною – весенняя дума,
    Я знаю, что Ты не одна…

    Или :

    Скрипки стон неутомимый
    Напевает мне: «Живи!»
    Образ девушки любимой –
    Повесть ласковой любви.

    Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

    Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы ,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения сердца его:

    О, я привык к этим ризам
    Величавой Вечной Жены!
    Высоко бегут по карнизам
    Улыбки, сказки и сны!

    Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле «О прекрасной даме».

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1598 раз
    Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» (Из цикла «Кармен») (Вос
    Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» - и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» - один из самых важных и значительных в лирике Блока.
    Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.
    «Ты – как отзвук забытого гимна» - воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах».
    И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба.
    А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, - и голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…»
    Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, - и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством.
    И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю».
    Я перечитываю строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли, насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный».
    Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…»
    Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это «безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»…
    К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху.
    Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность:
    И приходишь ты в думах и грезах,
    Как царица блаженных времен,
    С головой, утопающей в розах…
    В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие.
    Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1820 раз
    «Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока
    В ночи, когда уснет тревога
    И город скроется во мгле —
    О, сколько музыки у Бога,
    Какие звуки на земле!
    А.А. Блок

    Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии. Он завершает собой изысканную поэзию девятнадцатого и начинает песню революции двадцатого века. Трудным и тернистым был для поэта поиск своего творческого пути. Все было в его жизни: и яркий свет юности, и непроходимый «болотистый лес» взросления, и разочарования, с отчаянием и проклятием к «возмездию» и «рождению человека». Перед зрелым художником открывалась суровая и прекрасная действительность, в которую он смело шагнул навстречу испытаниям и славе. В юности поэт был уверен: Пусть светит месяц — ночь темна. Пусть жизнь приносит людям счастье, — В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья. Но Блок живет не среди небожителей, а в реальном мире, где постоянны трудности и потери. Он видит все, как через увеличительное стекло, сквозь призму своего таланта. Не повседневная суета интересует и влечет поэта. Он пророк и сквозь мглу времени чувствует «неслыханные перемены», «невиданные мятежи». Уже в раннем стихотворении «Гамаюн, птица вещая» поэт намечает свой творческий путь — правдивый и тернистый, отмеченный душевными муками и разочарованиями. Взросление художника происходит на фоне революционных перемен. Поэт влюблен в реальную женщину, свою будущую жену, Любовь Дмитриевну Менделееву, и в вечную женственность. Он связывает с ней образ Родины, «Вечной жены» и «Прекрасной Дамы». Твой образ чудится невольно Среди знакомых пошлых лиц. Порой легко, порою больно Перед Тобой не падать ниц. Любовь несет поэту возможность возвыситься до понимания высшего смысла бытия. Блок видит в своей возлюбленной идеал женственности и красоты. Иногда она принимает черты конкретного человека, но чаще — это символ прекрасного и божественного дара, полученного поэтом за его преклонение и любовь. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней... Позже поэт узнает разочарования и измены, потери и испытания. Переживаемые Родиной невзгоды Блок будет оплакивать как личную драму. Унижение России и ее возрождение — все найдет отражение в его поэзии. О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! В русской истории Блок увидит залог будущих успехов и подъема страны. Как бы ни унижали, ни старались распять Россию, она возрождалась, обновляясь и становясь еще краше. Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!.. Такое трепетное и искреннее чувство к родине помогло поэту услышать музыку революции, понять ее значение для перерождения России. Поэт советовал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Именно такое восприятие действительности позволило Блоку создать одно из лучших произведений о революции — поэму «Двенадцать» и стать национальным поэтом, гордостью России и ее пророком.
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови! —
    Господи, благослови!

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1573 раз
    «Страшный мир» в лирике А.А. Блока
    «Страшный мир» в лирике А.А. Блока
    Я вижу: ваши девы слепы,
    У юношей безогнен взор.
    Назад! Во мглу! В глухие склепы!
    Вам нужен бич, а не топор!
    А. Блок
    На годы реакции пришелся стремительный творческий рост Блока. Воодушевляясь идеями правды, справедливости, общественного долга, он вырастает в поэта национального и овладевает блистательным мастерством. Темы его громадны: прошлое и будущее человечества, мечта и действительность, человеческое горе и счастье... В стихах его с равной силой звучат и нежнейшая лирика, и гневная сатира, и мужественная гражданственность. Мы встречаем в его стихах и мгновенное переживание, и глубокое раздумье, живописные картины природы и величественные об– разы прошлого ("Итальянские стихи"), песню и романс, покоряющие тончайшей музыкальностью, и волнующие стихотворные рассказы о человеческих судьбах, исполненные громадного драматического напряжения ("На железной дороге", "Авиатор", "Перед судом").
    Важной вехой на творческом пути Блока явился замечательный цикл "Вольные мысли". Здесь уже торжествуют принципы того строгого и мощного поэтического стиля, воплощением которого служит лирика зрелого Блока. "Вольные мысли" проникнуты живым и свободным человеческим чувством: поэт жадно вбирает в себя все впечатления реальной действительности, чувствует себя заодно с людьми, говорит о своей связи с природой, поет "высокий гимн" о том, как "вольна душа". Здесь запечатлен подлинный, ничем не искаженный и не заслоненный облик мира, в котором люди трудятся, веселятся, любят, страдают, умирают. Здесь нарисованы великолепные по точности и тонкости изображения картины север– ной природы. Здесь, наконец, с большой сатирической силой разоблачены пошлость и уродство буржуазного быта. Блок долго оставался вне настоящей, общенародной жизни, долго не знал ее.. Но зато как велик был восторг узнавания:
    О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! й приветствую звоном щита!
    Какой звонкий, ликующий голос! Однако это не было слепым, без– разборчивым восприятием действительности — такой, как она есть. Всем смыслом, всем содержанием своей поэзии Блок подводит к другому пони– манию и принятию жизни. Как и положено поэту-романтику, он предъявляет ей громадные требования. Да, в существе своем жизнь прекрасна — и достойна самой пламенной, самой восторженной любви. "Нет на свете ничего такого, о чем нельзя было бы спеть песню", — утверждал Блок. Но жизнь в мире "сытых", где человек обречен на "голодную и больную неволю", страшна, темна и уродлива. Это лишь жалкое подобие настоя– щей жизни — и ее можно только ненавидеть и проклинать.
    В поэзии Блока и запечатлены два лика жизни: лживая, нарумяненная "жизнь" там, где царят мгла и лютая стужа, тоска и скука, страдание и смерть, где упыри стерегут "гроба, наполненные гнилью", где "зреют темные дела",— и другая, прозриваемая в свободной романтической мечте, вольная, чистая и прекрасная жизнь, где грохочет освежающая буря и раскрывается "осветленный простор." И говоря об этой истинной жизни, поэт характеризует ее облик по преимуществу образами могущественных стихий либо человеческой борьбы и деяний: солнце, дотла выжигающее всяческую гниль, очистительная гроза, буйный ветер, молния, молот, щит, копье, "священный меч", обнаженный для битвы за торжество "нового века"...
    Жизнь трудна, в ней идет жестокая неутихаюшая борьба, и жить достойно — значит каждодневно идти на подвиг. На этом пути человека подстерегают суровые испытания, может быть, гибель, но все равно: это единственный путь, достойный человека. Поэтому, принимая жизнь, нужно быть всегда готовым к борьбе и подвигу.
    И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно, принимаю тебя!
    Слитное чувство "любви-ненависти" к жизни определило всю тональность поэзии Блока, весь ее трагедийный пафос.
    Да, поэзия Блока трагична, и герой этой поэзии — трагический герой, болезненно переживающий трагедию раздвоения ("И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь..."). Но трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пессимизмом, беспросветным отчаянием, "отрицанием жизни" и т. п. Оно всегда обращено к 6удущему и не только не отрицает жизнь, но, напротив, преисполнено пафосом героического утверждения жизни в ее идеальной форме. Трагедийное всегда мужественное. Трагический герой не склоняется покорно перед "роковой судьбой", но, руководимый волей к подвигу, мужественно борется с "роком", и в этом единоборстве раскрывается смысл трагедии. Пусть герой погибает в нё– равной борьбе за свою "мечту", подчас и не достигая цели, все равно сама гибель его героична, потому что освещает путь следующим поколениям. Обращаясь к животворным традициям русской литературы, Блок говорил: "Великие художники русские — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой — погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, от– чаянии, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по– новому, потому что жизнь прекрасна". Таким же великим художником, знавшим, чтр жизнь прекрасна, и верившим в свет будущего, был и Александр Блок.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1433 раз
    «Страшный мир» в лирике А. А. Блока
    Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
    Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности “Стихи о Прекрасной Даме”, где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет “страшным миром”. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения “Фабрика”, которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из “желтых окон”, “недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине” и, подобно купринскому Молоху, поглощает их. Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: “Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели”.
    Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении “На железной дороге”. Железная дорога здесь — образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — “сонные, с ровным взглядом”, безразличные ко всему. А “под насыпью, во рву некошенном”, лежит женщина, раздавленная “любовью, грязью иль колесами”, раздавленная жизнью. Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А. Блока — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного “страшным миром”.
    Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении “Незнакомка”: “пьяные окрики”, “испытанные остряки” в котелках, пыль переулков, “сонные лакеи”, “пьяницы с глазами кроликов” — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.

    Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит “берег очарованный и очарованную даль”, то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты: Незнакомка существует только в его душе.
    В стихотворениях поэта звучат “песни ада”, вокруг героя стихов — бесовские “пляски смерти”, вселенная пуста, а люди превратились в маски, потерявшие “невзначай” душу.
    “Страшный мир” не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма “Соловьиный сад”. Как жить, куда идти? “Наказанье ли ждет или награда?” Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Соловьиный сад — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот край безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

    Заглушить рокотание моря
    Соловьиная песнь не вольна!

    Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

    Я вступаю на берег пустынный,
    Где остался мой дом и осел.

    Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. Единственный путь человека в мире — это путь постижения мира, каким бы ужасным он ни был.
    Последней трагедией в жизни лирического героя Блока, да и самого поэта, становится революция, которая выпускает на волю все те стихийные начала, которые не могут быть подвластны человеку. Мир рушится, и как бы ни хотел Блок увидеть впереди Христа, он лишь безнадежно вглядывается в мрачную тьму метели. Стремление Александра Блока постичь “страшный мир” привело поэта к трагическому финалу. Но разве не это предвидел он, когда писал в стихотворении “К музе”:

    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1473 раз
    «Страшный мир, ты для сердца тесен…»
    Здесь камни похожи на мыло,
    А сталь похожа на жесть…
    И слабость – как сила,
    И правда – как лесть…

    В. Цой

    Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка
    векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петербург, где поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его противоречивые ужасы и ужасные
    противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место «Страшному миру».

    «Страшный мир» действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Поднимаясь из тьмы погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и вонючих канав («Незнакомка»).

    Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами «с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным и оскорблённым» Блок противопоставляет «сытых» - хотя и богатых материально, но весьма недалеких и духовно
    нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключением. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.

    Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало, люди, точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба «страшного мира». А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать
    своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.

    «Страшный мир» полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и «сытых», векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное противоречие - несовместимость «страшного мира» и всего прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если
    что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения «На железной дороге». Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком(“Холодный день”), становиться “прекрасным далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться предметом купли-продажи (“В ресторане”).

    Время здесь может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря рабочих, может стоять на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все события катастрофически повторяются, время замыкается в кольцо (“Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь начало
    новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет. И жизни нет.”

    Раз уж зашёл разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» - самая настоящая клетка для человека, и многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него примерно как герой песни Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:

    Уйду на волю,
    Бензин канистра…
    Дайте спички!...
    Да будет свет!!!

    «Но разве это выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается поиском выхода. Он как и автор видит и понимает действительность и так же непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как может. И в конце концов, выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную Даму вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не страшна герою, пока безумствует мечта…»
    Мечта – вот он, осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу…» К словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот третья часть великой правды. Самоубийство – путь для слабых и отчаявшихся. А остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь
    - мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение человечества.

    В заключении мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова «реальный мир».
    Я это сделал по той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален мир прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная женственность» - это энергия жизни, любви, мечты способная вырвать человека (и в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей Системы и открыть истинный мир, истинный смысл жизни…

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1427 раз
    «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)
    И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
    Строй находить в нестройном вихре чувства,
    Чтобы по бледным заревам искусства
    Узнали жизни гибельный пожар!
    А. Блок

    Поэзия А. Блока - это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема "страшного мира". В них отражена "реакция", которую - как писал сам поэт - "нам выпало на долю пережить", которая "закрыла от нас лицо жизни..."
    После цикла "Стихов о Прекрасной Даме", овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой - жизнь. Там все люди - манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении "На железной дороге" красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти...
    Не подходите к ней с вопросами,
    Вам все равно, а ей - довольно:
    Любовью, грязью иль колесами
    Она раздавлена - все больно.

    Город в произведениях Блока - это каменный склеп, куда не поступает ни капли свежего воздуха. Все в нем пропитано сыростью, затхлостью, мрак давит со всех сторон, даже стены домов дышат ненавистью. Ужасный мир спустился над героем и вот-вот поглотит его. Вокруг себя он видит одну лишь несправедливость, социальное зло, постоянное угнетение обычных рядовых людей, вынужденных убивать себя непосильным трудом, лишь бы заработать копейку на хлеб.
    Невероятно реалистично изображены страдания простого народа в стихотворении "Фабрика", когда "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине" и "медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ". Мы видим ярчайшую картину жестокой действительности. Окружающий мир мертв, бездушен, механическое существование движется по замкнутому кругу, из которого никому не удается вырваться. По моему мнению, это очень хорошо подчеркивают следующие
    строки:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет.

    В этом, одном из наиболее известных стихотворений Блока, нашим глазам открывается авторское понимание существующего в России строя. Короткие, рубленные фразы, чеканные слова создают впечатление безысходности, бессмысленности бытия. Даже
    смерть не может вывести из этого адского круга:
    Умрешь - начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь...
    Очень символичен образ фонаря, который, казалось бы, должен был светить в ночи, но его "бессмысленный и тусклый свет" не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы. Однако, в этом стихотворении, да и во всей поэзии Блока, рисуется не только внешний "страшный мир", который очевиден для всех, но и мир, скрытый в душе поэта. Мне кажется, что изображаемый в произведениях Блока лирический герой - это и есть сам поэт. И все нравственные страдания, выпавшие на долю автора, он вложил в образ своего героя, заговорил его устами. Вся грязь окружающего мира заставляет Блока поверить
    в то, что в этой жизни нет и не может быть никаких изменений к лучшему. "Исхода нет" - вот приговор, вынесенный поэтом. Личность уничтожена, душа мертва, человек - "стальная, бесстрастная птица... без любви, без души, без лица".
    Мир - бездумная дьявольская пьеса, где каждому отведена своя бессмысленная роль. Все играют по придуманным кем-то правилам, для чего и зачем - никто не задумывается. Сам же А. Блок воспринимает все несколько иначе: он видит - не может не видеть - грязную изнанку жизни, такова по сути участь настоящего поэта.
    Блок, не стесняясь, обнажает душу перед читателем, показывая свои сомнения, постоянно отыскивая причину страданий - как собственных, так и общества в целом. Но поэт не называет виновных, - он предоставляет это право тем, кто читает.
    Очевидно одно - виновата не личность, не конкретный индивидуум, а все вместе: небо, люди, обстоятельства, существующий строй, а, может быть, и сама судьба.
    "Страшный мир" Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, - его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении "О весна без конца и без края" автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою "Викторию".
    Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла "Пляски смерти" мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому "тяжко... среди людей живым и страстным притворяться..." У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот "страшный мир" таким, какой он есть.

    За их условно-светскими речами
    Ты слышишь настоящие слова:
    "Усталый друг, мне странно в этом доме." -
    "Усталый друг, могила холодна."

    "Настоящие" слова - не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе.
    Спустя несколько лет поэт напишет поэму "Соловьиный сад". В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.
    "Страшный мир" Блока опять - в который раз! - претерпевает изменения.
    Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его "страшном мире" - путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1567 раз
    «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)
    Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром - умением
    донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.
    Мир лирического героя - это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал "страшный мир". Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые тихотворения, но неизбежно опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А. Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: "И
    в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели". Таков мир, описанный в стихотворении "Фабрика":
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.

    Он медным голосом зовет
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    …"Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный"("Пляски смерти"). Здесь страдания не только душевные, но и физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении "На железной дороге" железная дорога символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей - "сонные, с ровным взглядом",
    безразличные. А "под насыпью, во рву некошеном" образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда, этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным
    этой реальностью - "страшным миром".
    "Страшный мир" бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении "Незнакомка", в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: "Я знаю:
    истина в вине!". "Страшный мир" настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: "И пьяницы с глазами кроликов "In vino veritas!" кричат".
    В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:
    Как тяжко мертвецу среди людей
    Живым и страстным притворяться!
    Но надо в общество втираться,
    Скрывая для карьеры лязг костей.
    В стихотворении(из цикла "Пляски смерти") лирический герой - "мертвец", которого по-настоящему уже ничто не интересует, все вокруг для него - дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где "его дарят улыбкой благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак", где приходится вести "условно-светские речи"), именно эти люди еще
    "живые". "Мертвец" "шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова".
    Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру, в котором смертельно разочарован: "Живым, живым казаться должен он!". Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть "мертва", разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести счастье. А вторая - это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди "живых". Разум жив, а душа … раздавлена этим "страшным миром" - правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно,
    сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока - обреченность:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1374 раз
    «Скифы»
    Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
    И обливаясь черной кровью.
    Она глядит, глядит, глядит в тебя,
    И с ненавистью, и с любовью!
    А. Блок

    Александр Александрович Блок — величайший поэт России, высокий эстет в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и по-скоморошь и разгульный в поэме “Двенадцать”. Все подвластно было перу поэта. В стихотворении “Скифы” А. Блок обращается ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с “ужасами войны”, сойтись на “братский пир труда и мира”.
    Поэт предостерегает весь свет задуматься над феноменом России, которая возродится из пепла, но никогда не покорится одряхлевшему старому миру Европы:

    О, старый мир! Пока ты не погиб,
    Пока томишься мукой сладкой,
    Остановись, премудрый, как Эдип,
    Пред Сфинксом с древнею загадкой!
    Россия — Сфинкс...

    Это почти мистическое стихотворение, так как на основе истории Блок предвидит будущие великие потрясения. Он верит, что в России заложены великие силы, покуда еще дремлющие, но коль скоро они вырвутся наружу, миру несдобровать.

    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно — старый меч в ножны,
    Товарищи! Мы будем — братья!
    А если нет — нам нечего терять,
    И нам доступно вероломство!
    Века, века — вас будет проклинать
    Больное позднее потомство!

    Здесь Блок является явным продолжателем традиций русской классики Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Тютчева. Обращаясь к теме исторических путей и судеб России, Блок выступает с позиции поэта-трибуна, страстного оратора и патриота. Он предостерегает и саму Россию от тех грядущих жертв, на которые ее будут толкать “сыны отечества”, прикрываясь ложными представлениями о чести. Поражаешься прозорливости автора, его гениальному предвидению. Талант — всегда пророк. Это с честью доказали великие поэты России.

    В последний раз — опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира.

    Стихотворение написано восемьдесят лёт назад, но звучит особенно актуально в свете последних событий в Европе. Когда же люди научатся жить в мире?!

    Но сами мы — отныне вам не щит,
    Отныне в бой не вступим сами,
    Мы поглядим, как смертный бой кипит,
    Своими узкими глазами.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2986 раз
    «Раздается мерный шаг...» (По поэме А.Блока «Двенадцать».)
    Поэма Блока "Двенадцать" написана в первые месяцы после революции - в январе
    1918 года. Ни одно из произведений А. Блока не отличается такой художественностью
    и музыкальностью, как эта поэма. "Двенадцать" - это лучшее его произведение,
    закончив которое он сказал: "Сегодня я - гений!".
    В "Двенадцать" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством
    запечатлил открывавшийся ему романтических пожарах и метениях образ
    освобожденной революцией родины. В поэме практически нигде не звучит
    голос автора. Все происходящее нам передают двенадцать большевиков,
    которые проходят по городу, где царит хаос. Они рады этому, поскольку они
    сами являются частицей хаоса. Они призваны стать носителями порядка,
    но на самом деле они порождены хаосом и сами порождают его. Мир, само бытие
    рушится, и символом этого разрушения является ветер:

    Ветер, ветер -
    На всем божьем свете!

    Ветер "завивает" не только "белый снежок". Люди в этой стихии неустойчивы
    тоже:

    Ветер веселый
    И зол, и рад
    Крутит подолы,
    Прохожих косит...
    Но символом этой разрухи является также и пожар, после которого ничего не остается.
    Все, что есть у этих людей внутри - злоба:

    Злоба, грустная злоба
    Кипит в груди...
    Черная злоба, святая злоба...

    Вряд ли приемлет Блок "Свободу без креста", которая способна только убивать.
    Гибнет Катька. Кто она такая? Неважно. Главное, что это женщина, единственное
    в поэзии Блока начало, способное возрождать. Но разрушители не жалеют ее и идут
    разрушать дальше.
    Двенадцать уходят, не зная, что будет дальше, "вдаль идут державным шагом". Вдаль,
    то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева
    жизни, строители молодой державы. Это и есть главное и основное, что определяет
    смысл и историческое значение "Двенадцати" как величественного художественного
    памятника Октябрьской эпохи.
    Далее в поэме появляется Иисус Христос. Почему? Его появление можно объяснить
    по-разному. Но для Блока он является не просто библейским персонажем. Потому можно сделать
    вывод, что Христос как Спаситель, Судья. Для двенадцати, посланцев Тьмы, Вечный
    источник Света невидим, но ощутим, и это вселяет в них страх:

    - Кто там машет красным флагом?
    - Приглядись-ка, эта Тьма!
    - Кто там ходит беглым шагом,
    Хоронясь за все дома?

    Спаситель уводит их, и сам уходит, покидая разрушенную Россию - Землю.
    Вся поэма с ее образами, символами говорит, что пути у Росси нет. Она умирает,
    и спасти ее большую некому. Блок скорбит по России, оплакивает ее судьбу. Как бы
    дружно мы не шагали вперед перед нами будут лежать только потери, страх, разруха.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1415 раз

    Всего 162 на 17 страницах по 10 на каждой странице
    [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 17 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 5
    ВсегоВсего: 5

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP