Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Блок А.А.

    «Страшный мир, ты для сердца тесен…»
    Здесь камни похожи на мыло,
    А сталь похожа на жесть…
    И слабость – как сила,
    И правда – как лесть…

    В. Цой

    Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка
    векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петербург, где поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его противоречивые ужасы и ужасные
    противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место «Страшному миру».

    «Страшный мир» действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Поднимаясь из тьмы погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и вонючих канав («Незнакомка»).

    Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами «с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным и оскорблённым» Блок противопоставляет «сытых» - хотя и богатых материально, но весьма недалеких и духовно
    нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключением. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.

    Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало, люди, точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба «страшного мира». А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать
    своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.

    «Страшный мир» полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и «сытых», векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное противоречие - несовместимость «страшного мира» и всего прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если
    что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения «На железной дороге». Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком(“Холодный день”), становиться “прекрасным далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться предметом купли-продажи (“В ресторане”).

    Время здесь может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря рабочих, может стоять на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все события катастрофически повторяются, время замыкается в кольцо (“Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь начало
    новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет. И жизни нет.”

    Раз уж зашёл разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» - самая настоящая клетка для человека, и многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него примерно как герой песни Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:

    Уйду на волю,
    Бензин канистра…
    Дайте спички!...
    Да будет свет!!!

    «Но разве это выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается поиском выхода. Он как и автор видит и понимает действительность и так же непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как может. И в конце концов, выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную Даму вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не страшна герою, пока безумствует мечта…»
    Мечта – вот он, осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу…» К словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот третья часть великой правды. Самоубийство – путь для слабых и отчаявшихся. А остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь
    - мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение человечества.

    В заключении мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова «реальный мир».
    Я это сделал по той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален мир прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная женственность» - это энергия жизни, любви, мечты способная вырвать человека (и в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей Системы и открыть истинный мир, истинный смысл жизни…

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1428 раз

    Дополнительно на данную тему
    " Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"
    "...Чем больше я вглядывался,тем яснее я видел Христа". Поэма Блока "Двенадцать"
    Блок А.А. Блок А.А. "Душа парила ввысь и там звезду нашла"
    "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".)
    Александр Блок и революция (Поэма ДвенадцатьАлександр Блок и революция (Поэма Двенадцать")
    Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
    Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»
    Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать»Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать»
     Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»
    Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP