Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Блок А.А.

    Эволюция темы родины у Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихо
    Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая Америка» .

    Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна... Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна. А. Блок Тема Родины явилась основной в творчестве Блока. О чем бы он ни писал — все это было о России. На протяжении времени менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, лишь незыблемой оставалась любовь к Отечеству. Патриотизм Блока не сусальный и показной, а глубоко прочувствованный и осмысленный. В ранних стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь» поэт вслед за Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым воспевает бедную и разгульную страну. В его голосе слышится жалость, в сюжете преобладают картины природы. У Блока Россия ассоциируется с загадочной красавицей, верящей в ворожбу. Страна почиет в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность. Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Лирический герой растворяется в окружающем пространстве, он неотделим от Родины, пусть убогой и нищей, но любимой и дорогой сердцу. В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне, он не идеализирует страну, в которой живет. Чем сложнее и тревожнее на сердце, тем крепче привязанность к Родине, ее традициям, старине и народу. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Это чувство глубоко вросло в душу поэта. Он с детства был привязан к природе России. Будучи символистом и мистиком, поэт старается разгадать великую тайну страны, а это невозможно, да, вероятно, и не нужно. Россия непостижима. Ее стоит лишь принимать такой, какая она есть, и поэт с восторгом и радостью восклицает И невозможное возможно, Дорога долгая легка. Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!... Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». В развитии промышленности Блок видит будущий расцвет страны. Нет, не вьются там по ветру чубы, Не пестреют в степях бунчуки... Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки. Что ж, приходят новые времена, меняется облик страны, лишь чувства поэта неизменны. Он восторгается «новой Америкой» — Россией, которая смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Все радует поэта: и «непонятная ширь без конца», и «куст дорожный», и «река полноводная», а главное — Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда... То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда! Гордость и радость звучат в каждой строчке стихотворения. Не нищету и убогость, такие привычные и милые с детства, а мощь и силу видит Блок. Он приветствует эту новую Россию. Она так же мила его сердцу. Узнаваемая и совершенно новая, удивляющая и приводящая в восторг — такова для поэта действительность. На пустынном просторе, на диком Ты все та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта...

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1391 раз
    Что привлекло меня в поэзии «серебряного века?
    “Стихи о Прекрасной Даме” — ранняя
    утренняя заря — те сны и туманы,
    с которыми борется душа, чтобы получить
    право на жизнь
    Одиночество, мгла, тишина — закрытая книга
    бытия... там все... пленяет недоступностью...
    Александр Блок

    Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник — “Стихи о Прекрасной Даме”. В нем отразились мысли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юноши. Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в глазах! “Трагическим тенором эпохи” назвала Александра Блока Анна Ахматова.
    В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.
    Большое влияние на поэта и его творчество оказал Владимир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не покидала Блока.
    В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия. Любовь поэта — постоянное ожидание.
    В первом сборнике — преклонение и служение рока веч ной Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира. Между поэтом и Дамой происходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонятность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вьюга. Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь — места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, 266
    Русская литература XX века
    багровые тона. Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока — хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: “По городу бегал черный человечек...” У Блока обычная, повседневная жизнь переплетается с мистической, нереальной.
    Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохранились на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме — это попытка слияния индивидуальной души поэта с мировой душой.
    Сборник “Стихи о Прекрасной Даме” имеет три раздела, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мысли поэта: это разделы-главы — “Неподвижность”, “Перекрестки”, “Ущерб”.
    В первом разделе, “Неподвижность”, собраны стихи, непосредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева “Бедный друг! Истомил тебя путь...”:

    Смерть и Время царят на земле, —
    Ты владыками их не зови;
    Все, кружась, исчезает во мгле,
    Неподвижно лишь солнце любви.

    и само понятие “неподвижность” Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг!жающие самое главное, “сокровенное и несказанное”.

    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.

    “Неподвижность” — поэтический пролог ко всему творчеству Блока. Именно здесь рассказана история жертвенной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В “Неподвижности” зарождается святая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного (слияние Добра, Красоты, Истины), которому он был верен всю жизнь.
    История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения первой книги — изначальный и все время нарастающий драматизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде всего в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника “Предчувствую Тебя...”:

    ... Но страшно мне: изменишь облик Ты.

    Это пророческое стихотворение — камертон ко всей лирике. В нем “напророчен” не только будущий “ущерб” Прекрасной Дамы —

    ... дерзкое возбудишь подозренъе,
    Сменив в конце привычные черты, —

    но и будущий неизбежный путь лирического героя:

    О, как паду — и горестно, и низко,
    Не одолев смертельные мечты!

    Стихотворение завершается двустишьем, в котором выражена трагическая противоречивость блоковского героя:

    Как ясен горизонт!
    И лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.

    Стихотворение “Я их хранил в приделе Иоанна...” было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менделеева согласилась стать женой Блока. “... Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года...” — писал Блок в дневнике.

    И вот зажглись лучом вечерним своды.
    Она дала мне Царственный Ответ.

    Во втором разделе сборника, который Блок назвал “Перекрестки”, резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город. В “Неподвижности” обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром природы. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.
    В “Перекрестках” отразился резкий поворот в лирике Блока.
    Раздел “Перекрестки” открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением “Обман”, далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: красный карлик, красный колпак, красное солнце: “По улицам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики...”
    Следующие стихотворения в нарастающей степени развивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кровавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении “Город в красные пределы...”, посвящено лучшему другу Евгению Иванову, который также испытывал мучительную любовь-ненависть к городу Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а “серо-каменное тело” с “мертвым ликом”, колокол с “окровавленным языком”.
    Стихотворения этого раздела “Все кричали у круглых столов...”, “Свет в окошке шатался...”, “Я вышел в ночь...” предвосхищают Блока — поэта “Страшного мира”. Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества.

    Восхищенью не веря,
    С темнотою — один —
    У задумчивой двери
    Хохотал арлекин.

    Блок объясняет, что двойничество, то есть расщепленность души человека, перекрестков, перепутий, происходит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. “Перекрестки”, “Перепутья”, “Распутья” — это еще и синонимы исторического рубежа — конца XIX и начала нового XX века.
    В одном из последних писем Блок сказал пророческие для него слова, которые можно отнести в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни: “... искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод. Эта мысль стережет всегда”. Название заключительного раздела цикла “Стихов о Прекрасной Даме” — “Ущерб” — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в письме.
    Первое стихотворение, которым открывается заключительный раздел книги, — “Экклесиастк Это откровенная история о неизбежности катастрофы. Эпиграф к стихотворению взят Блоком из Библии.

    Все диким страхом смятено.
    Столпились в кучу люди, звери.
    И тщетно замыкают двери
    Досель смотревшие в окно.

    Стихотворение “Встала в сияньи...” — рассказ о трагической смерти женщины.

    Мамочке не больно, розовые детки,
    Мамочка сама на рельсы легла.
    Доброму человеку, толстой соседке,
    Спасибо, спасибо. Мама не помогла...

    Казалось бы, здесь Прекрасная Дама исчезает, уступает место героине суровых, драматических будней города. Но вот элегия “Когда я уйду на покой от времен...” не дает забыть этот волшебный образ. Более того, если рассмотреть творчество А. Блока в целом, то это стихотворение воспринимается как предвестник элегии Блока “О доблестях, о подвигах, о славе...”, которой открывается лирическая книга “Ночные часы”.
    Сборник завершается стихотворением “Дали слепы, дни безгневны...” Это стихотворение по своей тональности напоминает стихотворение из цикла “Молитвы”, помещенное Блоком в конце первого раздела “Неподвижности” — “Сторожим у входа в терем...” Оно подхватывает последние строки “Молитвы”:

    Молча свяжем вместе руки,
    Отлетим в лазурь.

    Теперь в этих строках звучит мотив вечного боя, блоковской неуспокоенности:

    Что мгновения бессилья?
    Время — легкий дым...
    Мы опять расплещем крылья,
    Снова отлетим!
    И опять, в бездумной смене
    Рассекая твердь,
    Встретим новый вихрь видений,
    Встретим жизнь и смерть!

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1304 раз
    Чем мне близка поэзия Блока
    План

    I. Тема, которая мне близка и понятна в поэзии Блока.

    II. Эволюция видения поэтом своей родины на всем протяжении его творчества.

    1) Россия в раннем творчестве писателя
    2) “Страшный мир” и мир “прекрасной мечты”
    3) Высшее мужество – видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье
    4) Цикл стихов "Родина" - итог размышлений А.Блока о судьбах своей страны
    5) Предчувствия поэтом трагической судьбы России ("На поле Куликовом")

    Ш. Блок – поэт, преданный своей родине.


    Мне, как читателю, наиболее интересными, близкими, понятными кажутся стихи Блока о России, о ее прошлом, будущем, настоящем. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт, точно так же как и мы сейчас, жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России". Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.
    В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли...":
    Видно, дни золотые пришли,
    Все деревья стоят как в сияньи.
    Ночью холодом веет с земли;
    Утром белая церковь вдали
    И близка и ясна очертаньем.
    Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт, взрослея и мужая, шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление – луна на небе – превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
    Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Одним из первых, непосредственных обращений А.Блока к теме России, как к самостоятельной теме стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:
    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена
    С болотами и журавлями
    И смутным взором колдуна...
    Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
    Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу...". Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
    Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина" звучит новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее проявляются в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем…", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла "На поле Куликовом":
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
    И моет берега.
    Над скудной глиной же того обрыва
    В степи грустят стога.
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы - ночной и зарубежной -
    Я не боюсь.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь...
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль...
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль...
    И нет конца! Мелькают версты, кручи...
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина", например, в стихотворении "Петроградское небо мутилось дождем...": "В закатной дали/ Были дымные тучи в крови". В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно описанием типично русского пейзажа – скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами"). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
    Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучит сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была унаследована поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1266 раз
    Художественные особенности лирики Блока
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить! Александр Блок
    Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".
    В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
    Испепеляющие годы!
    Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    Кровавый отсвет в. лицах есть.
    Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".
    На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
    И черная земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены,
    Все разрушая рубежи,
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи.
    В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях "Прекрасная Дама", "Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
    Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в "Незнакомке" перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
    Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "и бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — "синий плащ". Его не просто надевает любимая — в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
    Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
    Закат в крови!
    Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь...
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь.
    ("На поле Куликовом")
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:
    Вешний трепет, и лепет, и шелест,
    Непробудные, дикие сны,
    И твоя одичалая прелесть
    Как гитара, как бубен весны!
    ("Ты — как отзвук забытого гимна...")
    Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
    Отложила молодица Зимнюю кудель...
    Поглядеть, как веселится В улице апрель!
    Раскрутился над рекою Красный сарафан,
    Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.
    (Из цикла "Ненужная весна")
    Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”
    В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
    Вагоны шли привычной линией.
    Подрагивали и скрипели;
    Молчали желтые и синие;
    В зеленых плакали и пели.
    ("На железной дороге")
    Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), "зеленые" (вагоны [II класса). Здесь "желтые и синие" олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
    Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир".
    Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
    Быть может, юноша веселый
    В грядущем скажет обо мне:
    Простим угрюмство — разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1517 раз
    Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! А.А. Блок Александр Александрович Блок — глубочайший лирик, сумевший выразить самые потаенные чувства и мысли, передать тончайшие оттенки душевных переживаний. Прекрасно зная классическое наследие русской литературы, поэт становится достойным преемником традиций девятнадцатого века. Знакомясь со стихотворением «Осенняя воля», вспоминаешь лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Удивительно близка ему и некрасовская «Тройка». Но Блок не подражает великим предшественникам. Он открывает свое понимание Родины, созвучное им. В этом я вижу приверженность традициям, поклонение и благоговение перед памятью «учителей» и такое же трепетное и глубокое чувство к России, какое было у Лермонтова и Некрасова. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты. Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Что же так привлекает поэта в Родине? Он не идеализирует свой край, видит Россию без прикрас, нищей, голодной и хмельной, но это его край, и поэт не хочет другого. Эта безграничная любовь удивляет самого Блока, но таков уж он есть, это боль и радость поэта, его сущность. Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Стихотворение «Россия» еще глубже и четче раскрывает патриотизм поэта. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, Я вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Блок находит удивительно тонкие и образные эпитеты, подчеркивающие бескорыстие и преданность его сыновней любви к Родине. Поэт уверен, что Россия не погибнет, ее вековые традиции и огромные просторы удержат страну. Да, такова ее нелегкая судьба быть вечной защитницей слабых, истекать кровью и слезами, но от этого она становится только милей и краше, дороже сердцу. Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... Стихотворение написано в трудный для Блока период, когда он испытывал душевный кризис. И единственное, что поддерживало художника в эти годы, заставляло его жить и работать,— была его Родина — Россия. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1385 раз
    Трагедия любви в лирике А. А. Блока
    В моей душе любви весна
    Не сменит бурного ненастья...
    А. Блок
    Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на нее. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого в душе. Любящим свойственно обожествлять любимых.
    А. Блок вошел в литературу с первым циклом стихов, так и называвшемся — “Стихи о Прекрасной Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий, романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире:
    Ты из шепота слов родилась,
    В вечереющий сад забралась
    И осыпала вишневый цвет,
    Прозвенел твой весенний привет.
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя легкая тень, —
    то пройдут годы, и жизнь наложит на все свой отпечаток. Почти уйдут юношеская восторженность и романтизм, а вместо него появится серый, обыденный мир. И не только появится, но и займет свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будут чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа — ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини.
    Так пел ее голос, летящий в купол,
    И луч сиял на белом плече,
    И каждый из мрака смотрел и слушал,
    Как белое платье пело в луче...
    Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “...Я знаю — ты здесь, ты близко — ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый образ”:
    И каждый вечер, за шлагбаумами,
    Заламывая котелки,
    Среди канав гуляют с дамами
    Испытанные остряки.
    Над озером скрипят уключины
    И раздается женский визг,
    А в небе, ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск.
    И кто эта девушка без имени? Кто она — сон или действительность? Богиня или падшая? Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением “святого образа”:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?),
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне...
    ...И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука...
    Эти горечь и боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными открываются контрасты между двумя мирами:
    Под насыпью, во рву некошенном,
    Лежит и смотрит, как живая,
    В цветном платке, на косы брошенном,
    Красивая и молодая...
    ...Не подходите к ней с вопросами,
    Вам все равно, а ей — довольно:
    Любовью, грязью иль колесами
    Она раздавлена — все больно.
    Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому, наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана:
    Я не только не имею права,
    Я тебя не в силах упрекнуть
    За мучительный твой, за лукавый,
    Многим женщинам сужденный путь.
    Возможно, это явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений “Перед судом” и “На железной дороге ” впоследствии выльются в образ Катьки в поэме “Двенадцать”. И Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если несчастна женщина, если осквернена любовь — самое святое, что может быть в человеке, то как может быть счастливою жизнь? Быт и серость жизни реальной женщины отодвинули
    дымчатый образ, и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той “страстной, безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь к этой женщине подобна искре. Она загорается, мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы так же скоро погаснуть, сгореть.
    И пусть она “безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет не грешницей, а мученицей. И любовь к женщине для Блока останется светлым и святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество.
    В снах печальных тебя узнаю
    И сжимаю руками моими
    Чародейную руку твою.
    Повторяю далекое имя...

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1223 раз
    Тема «страшного мира» в поэзии Блока.
    «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (по лирике Блока)
    Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем полным. На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни. В цикле стихов «Город» пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты. Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.
    Лирический герой Блока – рыцарь, певец «Прекрасной Дамы», идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель- найти Ту, которой он будет служить. Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире? Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в «страшный мир», в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.
    В цикле стихов «Страшный мир» Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое «страшный мир» Блока?
    Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются «мертвецы» - люди, потерявшие самое главное в жизни - душу, они теперь живут только плотью и только для плоти , « но надо, надо в общество втираться» и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.
    В цикле «Жизнь моего приятеля» в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него «змеиный рай – бездонной скуки ад».
    В «страшном мире» - мире «мертвецов» и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – «диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:
    Вон месяц, как палец, над кровлями громад
    Гримасу корчит мне…
    Возвращаясь к стихам цикла «Жизнь моего приятеля», нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.
    Говорят черти: «Но толпой мы все, как ангелы чисты». Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет! Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:
    Я отворю. Пускай немного
    Еще помучается он.
    Смерть не хочет его впускать, потому что это просто «стон», а не человеческий голос.
    Уже само название цикла «Страшный мир» заставляет читателя задуматься.
    «Пляски смерти» - бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках.
    В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна «мелочных забот», а душа «безрадостная и черная». Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого. Все так ужасно! Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.
    В «страшном мире» у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.
    Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1271 раз
    Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
    Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. А.А. Блок Александр Блок — поэт многогранный, отразивший свое время во всем его многообразии и полноте. Чутко слушающий время, Блок не мог не понять нарастание революции, не увидеть обездоленных и обиженных. В стихотворении «Фабрика» еще сильны традиции символизма. Поэт создает некий собирательный образ эксплуататора, презирающего рабочих, хотя и живущего за их счет. В соседнем, доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты. Подходят люди к воротам. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. Поэту ненавистен мир эксплуататоров. Он бесконечно сочувствует тем беднягам, которых опять «провели», но Блок и не по другую сторону баррикад. Он пока над ними, хотя и не глух к бедам и чаяниям народа («Я слышу все с моей вершины...»). Позже в стихотворении «Сытые» поэт еще резче и откровеннее выскажет свою неприязнь к тиранам, сравнив их мир с хлевом и ограничив круг интересов лишь насыщением у корыта. Поэт почти доволен, что разрушен этот скудный мирок с ограниченными интересами, он саркастически замечает: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! А потом время как бы пошло вспять, революция захлебнулась. Все вернулось на круги своя. Поэта ужасает безысходность, царящая вокруг. К чему же были все эти усилия и жертвы, если ничего не изменилось. Блоку становится страшно. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Годы реакции совпали с депрессией и упадническим настроением поэта. Блок тяжело переживает испытания, выпавшие на долю России. Это почти собственная боль, которую можно излить лишь в стихах, чтобы облегчить душу. Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь,— который раз? Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять. Кажется, что это написано совершенно другим поэтом, не мечтавшем о радости и земном счастье. Но в том-то и мастерство Блока, что он, как птица Феникс, умеет возродиться из пепла, стряхнуть с себя тяжесть потерь и явить миру совершенно иную лирику, полную надежды и затаенных ожиданий. Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки 'положит, Кто-то ясно заглянет в глаза... Я мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна... Я над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. В этом сила и тайна лирики Блока, ее всеобъемлющий оптимизм.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1155 раз
    Тема «Родины» в творчестве А.А. Блока
    Прошлое
    Настоящее
    Будущее
    Блок
    « На поле
    Куликовом »
    Лермонтов « Бородино »
    Блок
    « Россия »
    Лермонтов
    «Родина»
    «Прощай немытая Россия»
    Блок
    «Коршун»
    «Рожденные в года
    глухие»
    «О Русь моя!
    Жена моя!
    До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь – стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь»
    «Наш путь – степной , наш путь в тоске безбрежной.
    В твоей тоске, о, Русь!»
    «… Да были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя»
    «…Умремте же под Москвой, как наши братья умирали!»
    И умереть мы обещали
    И клятву верности сдержали
    мы в Бородинский бой»
    «Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые – как слезы первые любви!
    Тебя жалеть я не умею»
    «И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты»
    «…одной заботой боле – одной слезой река мутнее,
    А ты все та же – лес, да поле
    Да плат узорный до бровей…»
    «Люблю…,
    Её степей холодное молчание
    Её лесов безбрежных колыханье…»
    «Ни слова, купленная кровью»
    Прошлое:
    «Ни темной старины заветные преданья
    не шевелят во мне отрадного мечтанья»
    «Страна рабов, страна господ»
    «…всевидящего глаза…
    всевидящих умов»
    «И пусть над нашим смертным ложем
    Взовьется с криком воронье»
    «Идут века…
    А ты все та же, моя страна,
    В красе заплаканной и древней, -
    Доколе матери тужить?
    Доколе коршуну кружить?»

    «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств»
    «Убогая» Русь с ее «страшными простором» «непонятной ширью»
    «Нет, не старческий лик и не постный…
    Под московским платочком цветным»
    Заключение: Актуальность темы «Судьба России» в наше время. Философское размышление основанное на известных фактах о:
    a) Политической
    b) Экономической
    c) Культурной жизни страны
    «Россия воспрянет ото сна
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена»

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1114 раз
    Тема России в творчестве А. А. Блока
    По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн

    ...вещает и поет,
    Не в силах крыл поднять смятенных...
    Вещает иго злых татар,
    Вещает казней ряд кровавых,
    И трус, и голод, и пожар,
    Злодеев силу, гибель правых...

    Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:

    ...Но вещей правдою звучат
    Уста, запекшиеся кровью!

    Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:

    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь...
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль...

    Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

    И нет конца! Мелькают версты, кручи...

    Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:

    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!

    Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:

    Теперь им выпал скудный жребий:
    Их дом стоит неосвещен,
    И жгут им слух мольбы о хлебе
    И красный смех чужих знамен!
    Пусть доживут свой век привычно —
    Нам жаль их сытость разрушать.
    Лишь чистым детям — неприлично
    Их старой скуке подражать.

    В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить —
    У ней особенная стать,
    В Россию можно только верить.

    Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:

    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика.

    Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:

    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна,
    Ее одежды не коснусь.

    России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.
    Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие...”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:

    И пусть над нашим смертным ложем
    Взовьется с криком воронье, —
    Те, кто достойней, боже, боже,
    Да узрят царствие твое!

    Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.
    Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви...”, не принявшего революцию:

    — Предатели!
    — Погибла Россия!

    Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России:

    Товарищ, винтовку держи, не трусь!
    Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
    В кондовую, В избяную, В толстозадую!

    Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:

    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!

    Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.
    Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1688 раз

    Всего 162 на 17 страницах по 10 на каждой странице
    [<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ... | 17 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 3
    ВсегоВсего: 3

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP