Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Блок А.А.

    Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина
    Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта - это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А.Блока и С.Есенина - это их Родина и все, что с ней связано.
    "Чувство родины - основное в моем творчестве", - так писал С.А.Есенин. Но и Блок любил повторять, что все его творчество о России. И у него на эту тему были написаны стихи: "Русь", "Россия", цикл "На поле Куликовом". Глубоко, просто и отчетливо сказал он о судьбах матери-Родины:
    "Идут века, шумит война
    Встает мятеж, горят деревни,
    А ты все та ж, моя страна,
    В красе заплаканной и древней".
    Но тайна неотразимого воздействия Блока в том, что в любом, самом интимном, чувстве поэта нас покоряет напряженность его отношения ко всей жизни - к смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к собственному долгу служить правде и красоте.
    Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира.
    Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений - "Незнакомка". Оно входит в цикл "Город", в котором с такой пронзительностью прозвучала тема "черного города", враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди пьяниц "с глазами кроликов" пленительным видением возникает таинственный образ девушки:
    "И медленно пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна".
    Трагическое видение мира предстает перед нами, а особенно завораживает тайна... Вершиной мировой поэзии является также блоковское "О доблестях, о подвигах, о славе..." Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца, показана трагическая любовь:
    "Я звал тебя, но ты не оглянулась,
    Я слезы лил, но ты не снизошла".
    В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека.
    Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что "только влюбленный имеет право на звание человека".
    Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество - о России.
    И у С.А.Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь "Есенин", и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет "черемуха душистая", как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто: "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь". Есенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, еще более - внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, "Персидские мотивы". Хотя в стихотворении о Шаганэ Есенин описывает необыкновенно пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по родному краю:
    "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".
    А разве не видна в поэме "Анна Снегина" любовь к народу? О том, что Есенин - крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты - стать "певцом и глашатаем" отчего края.
    Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1240 раз
    Тема любви в лирике А. Блока
    Александра Блока считают гениальным лирическим поэтом. А лирическая поэзия в сознании читателей всегда будет связана прежде всего с темой любви. Сила личности поэта, обаяние лирического героя, красота и точность слова — где берут они начало, как переплавляется жизнь в бессмертные стихи? Анна Ахматова обмолвилась:


    Когда б вы знали, из какого сора

    Растут стихи, не ведая стыда,

    Как желтый одуванчик у забора,

    Как лопухи, как лебеда...


    В 1903 году были опубликованы 10 стихотворений Блока в журнале «Новый путь». Это была первая серьезная публикация молодого поэта. Читатели восприняли стихи не просто по-разному, произошел настоящий раскол, резко проявивший разницу в мировоззрении, видении жизни, понимании чувства у разных людей. Многие из тех, кто считал себя представителем культурного, образованного слоя, читающей элитой, были возмущены и шокированы. Поднялся крик: что это, мол, за стихи о «Прекрасной Даме», мы в молодые годы шалили и тоже писали «дамам», но не печатали, а прятали в стол или показывали самым близким друзьям! Но проницательная молодежь и наиболее чуткая критика сразу уловили оригинальность и абсолютную новизну не просто стиха, но темы и традиции. Культ Прекрасной Дамы чужд русской культуре. Это явление, широко распространенное в традиции западного рыцарства, куртуазности, породило огромный пласт европейской поэзии. Но Россия до сих пор не знала чистого чувства поклонения идеалу женщины, воплощению Вечной Женственности. Об этом сказал юный Блок:


    Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла

    Над берегом Невы и за чертой столицы?

    Не ты ли тайный страх сердечный совлекла

    С отвагою мужей и с нежностью девицы?

    (...)

    Тебе пою, о, да! Но просиял твой свет

    И вдруг исчез — в далекие туманы.

    Я направляю взор в таинственные страны, —

    Тебя не вижу я, и долго Бога нет.

    Но верю, ты взойдешь,

    И вспыхнет сумрак алый,

    Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.


    Стихи посвящены реальной женщине? Нет. Но невозможно упрекнуть поэта в отвлеченной безжизненности, потому что стихи — о Женщине, о той, что может подарить такую силу чувства, что без нее нет не только жизни, нет Бога. Страшные, кощунственные и отважные строки. Но так жили и чувствовали тогда, такие были правила игры, за которую платили жизнью. А в реальности жила Любовь Дмитриевна Менделеева, которая не была неземным созданием и любовь к которой принесла много горя Блоку и Андрею Белому. Но ни одной строкой, ни в стихах, ни в дневниках, ни в письмах не упрекнул ее поэт в том, что она — не идеал и не желает соответствовать идеалу. Такая сила и чистота любви в стихах Блока, что, как сказала Марина Цветаева, «всю Россию накрыл крылом синий плащ Любови Дмитриевны», когда


    Ты в синий плащ печально завернулась,

    В глухую полночь из дому ушла...


    Высокое, верное служение мечте о нездешней любви, беззаветная восхищенная преданность той, кого он считает воплощением Вечной Женственности, восторг и преклонение, которые рождает каждая встреча — вот блоковская любовная лирика. Но идеальная женщина живет не в вымышленном романтическом мире замков и дворцов.

    Блок видит ее в окружении реального пейзажа города, русской природы, толпы или безмолвия и одиночества:


    Кругом далекая равнина,

    Да толпы обгорелых пней.

    Внизу — родимая долина,

    И тучи стелются над ней.

    (...)

    И все, что будет, все, что было, —

    Холодный и бездушный прах,

    Как эти камни над могилой

    Любви, затерянной в полях.


    Родимая долина, поля, где похоронена любовь, — не романтический реквизит, а настоящая родина Блока, имение Шахматове.

    Блок видит за внешней, грубой, низкой оболочкой действительности что-то иное, какую-то тайну, свет любви. Свет чистой души поэта меняет мир:


    Она стройна и высока,

    Всегда надменна и сурова.

    Я каждый день издалека

    Следил за ней, на все готовый...

    Мелькали желтые огни

    И электрические свечи.

    И он встречал ее в тени,

    А я следил и пел их встречи.

    И я, невидимый для всех,

    Следил мужчины профиль грубый,

    Ее сребристо-черный мех

    И что-то шепчущие губы...


    Самоотверженность поклонения дана в этих стихах скупо, одним-двумя штрихами. Поэт «следил, на все готовый», но это готовность лишь воспевать чужие встречи. Тайные свидания, неромантическая подкладка действительности становятся предметом не зависти, а чистого чувства, когда влюбленный готов отдать женщине все: цветы, стихи, драгоценности, любовников, — только бы она была счастлива, а сам остается в тени. Боль прорывается только в одном эпитете: «мужчины профиль грубый», но ни одним словом поэт не оскорбит и не унизит женщину.

    Проходят годы, и любовь в стихах Блока перетекает из поклонения Женщине через прозрение идеала в реальности к признанию только этой, живой, из крови и плоти женщины. Та, с которой он встречался где-то в неизмеримых высотах, теперь пришла в его жизнь.


    Поверь, мы оба небо знали:

    Звездой кровавой ты текла,

    Я измерял твой путь в печали,

    Когда ты падать начала.

    Мы знали знаньем несказанным

    Одну и ту же высоту

    И вместе пали за туманом,

    Чертя уклонную черту.

    Но я нашел тебя и встретил

    В неосвещенных воротах,

    И этот взор — не меньше светел,

    Чем был в туманных высотах!


    Так стихи о любви служат простому и суровому уроку: мечта не разбивается о жизнь, если человек может увидеть высоту неба даже в городской луже, если не мечты с возрастом мельчают, а поэт поднимает жизнь и все, что в ней есть, на высоту, доступную только полету ангелов...

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1410 раз
    Тема любви в лирике А. Блока
    Любовная лирика — важная страница творчества любого поэта. В ней он открывает свою душу, говорит о самом сокровенном. В кризисном, катастрофическом XX столетии любовная лирика выражает безмерно усложнившиеся связи между людьми, утверждает ценность каждого мгновения человеческой жизни.

    В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта — «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, — дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным.

    Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви — Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь — порыв, ожидание, неизвестность:


    Жду я холодного дня,

    Сумерек серых я жду.

    Замерло сердце, звеня:

    Ты говорила: «Приду...»


    Вхожу я в темные храмы,

    Совершаю бедный обряд,

    Там жду я Прекрасной Дамы

    В мерцании красных лампад...


    Неизвестно, осуществится ли это ожидание, оно важно само по себе, как устремленность к идеальному.

    Кроме того, любовь в лирике тома преображает реальный мир до неузнаваемости:


    Пять изгибов сокровенных

    Добрых линий на земле,

    К ним причастные во мгле

    Пять стенаний вдохновенных...


    В этом четверостишии совершенно невозможно узнать пять линий Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева, как явствует из прозаического комментария к данному стихотворению. Зори, закаты, синева и лазурь — все оказывается преображенным чувством поэта.

    Во втором томе блоковской лирики любовь становится иной. Перед нами — любовь-страсть, дитя «страшного мира». С одной стороны, это чувство взаимное, реализованное, соединившее двух людей:


    И как, глядясь в живые струи,

    Не увидать себя в венце?

    Твои не вспомнить поцелуи

    На запрокинутом лице?

    И когда со мной встречаются

    Неизбежные глаза, —

    Глуби снежные вскрываются,

    Приближаются уста...


    С другой стороны, это чувство стихийное и темное, роковое, влекущее к гибели. Встреча с возлюбленной представляется фатальным событием, которого можно не желать, но которое не может не свершиться.


    Я не открою тебе дверей.

    Нет. Никогда.

    И снежные брызги влача за собой,

    Мы летим в миллионы бездн...


    Полет, кружение, огонь — основные метафоры любви-страсти. В этой стихии полностью преображается душа лирического героя.

    Новый этап развития темы любви — третий том блоковской лирики. Любовь в этом томе трагическая, потому что поэт явственно видит нестойкость этого чувства в подвижном

    меняющемся мире. Любовь здесь — лишь воспоминание, яркость которого усиливается жгучим чувством утраты:


    Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,

    Молодеет душа.

    И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку —

    Не дыша.

    Снится — снова я мальчик, и снова любовник,

    И овраг, и бурьян...


    Но утрата принимается как неизбежность, точно также как и трагедия любви оказывается внутренне необходимой из-за духовного просветления, возникающего в результате переживания этой трагедии.

    Итак, тема любви эволюционирует вместе с миросозерцанием поэта. В развитии этой темы, как в зеркале, отразился духовный путь, пройденный поэтом. Этот путь вобрал в себя трагические противоречия эпохи, мощное движение истории, наедине с которой отныне и навсегда остается человеческая личность.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1575 раз
    Тема искусства в лирике Александра Блока
    Странное то было время... Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух.

    Тема искусства в поэзии эпохи символизма была одной из ведущих. Не чужд этой теме и ранний Блок:


    Муза в уборе весны постучалась к поэту,

    Сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи...


    В этом стихотворении 1898 года есть очень интересный образ, в котором, как в зеркале, отразилась философская концепция символизма:

    Пусть разрушается тело — душа пролетит над пустыней.

    Душа, дух здесь абсолютны и вечны, как вечно искусство. Это стихотворение очень характерно для юного Блока: поэт убежден, что искусство абсолютно, и лишь оно способно совершенствовать мир.

    Спустя годы точка зрения Александра Блока на искусство серьезно изменится, и не последнюю роль здесь сыграет русская революция 1905 года, «страшный мир», ворвавшийся в светлый и гармоничный мир поэта. В 1913 году Блок создает стихотворение «Художник», где нашла отражение его новая концепция искусства.

    «Легкий, доселе не слышанный звон» — это начало творческого вдохновения, голос пространства, времени, Музы. Но художник слова больше не испытывает радости, ведь он обязан «понять, закрепить и убить» образ, возникший в его фантазии. Поэт становится коллекционером образов, тем, кто делает из слов экспонаты поэтического паноптикума. Этот горький труд безысходен:


    Крылья подрезаны, песни заучены.

    Любите ль вы под окном постоять?

    Песни вам нравятся. Я же, измученный,

    Нового жду — и скучаю опять.


    Еще более драматичную картину рисует Блок в стихотворении «Поэты», где нашла сатирическое отражение одна из «вечных» тем литературы — противостояние поэта и обывателей. Однако квартал, где живут поэты, мало напоминает Парнас:


    Когда напивались, то в дружбе клялись,

    Болтали цинично и пряно.

    Под утро их рвало. Потом, запершись,

    Работали тупо и рьяно.


    Поэты завидуют друг другу, даже ненавидят друг друга. Цинизм, пустое позерство, разврат, нищета — все это напоминает знаменитый Латинский квартал в Париже.

    Блок жестоко критикует собратьев по перу, но он беспощаден и к обывателю:


    Так жили поэты. Читатель и друг!

    Ты думаешь, может быть, — хуже

    Твоих ежедневных бессильных потуг,

    Твоей обывательской лужи?

    Так пушкинская и допушкинская проблема поэта и черни решается Блоком в сатирическом ключе.

    Культурно-исторический контекст начала XX века, в котором творил Блок, был пронизан недоговоренностью; здесь оставалось место для творческого порыва, уныния, восторга, нежной любви и всесжигающей страсти — словом, для всей гаммы поэтических чувств. Но три русские революции резко изменили картину мира. Что бы ни говорили сторонники радикальных социальных решений, но человек начала XX века почувствовал себя песчинкой, едва заметной в вихре вселенских преобразований. И Блок, всегда тонко чувствовавший «музыку эпохи», твердо знал, что стране, народу, а значит и людям искусства и самому искусству придется пережить еще немало бед.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1269 раз
    Тема России в творчестве А. Блока
    Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.

    В творчестве А. Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизывает одно чувство безоглядной любви к родной стране:


    Приюти ты в далях необъятных!

    Как и жить и плакать без тебя... —


    так писал А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно...», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».

    В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.


    С болотами и журавлями

    И с мутным взором колдуна...


    Россия завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности ее чуждой враждебной силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:


    Он дивным кругом очертил

    Россию, заглянув ей в очи

    Стеклянным взором колдуна.


    Но Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).

    Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее — «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.

    Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.

    В поздних произведениях А. Блока тема России дается в историческом освещении. Поворотный пункт в этом плане — знаменитый цикл «На поле Куликовом». Россия здесь понимается как неразрывная связь прошлого и настоящего. Чувство родины сливается с чувством будущего. Характерно, что в этом цикле незримо присутствует гоголевский образ необгонимой тройки. Отталкиваясь от него, А. Блок создает динамический образ страны, устремленной вперед, в «даль веков»:


    О, Русь моя! Жена моя! До боли

    Нам ясен долгий путь!..

    И вечный бой! Покой нам только снится

    Сквозь кровь и пыль...

    Летит, летит степная кобылица

    И мнет ковыль...

    И нет конца...


    Любовь к родине в этом цикле представляется чем-то заветным, сокровенным. «Жена», — говорит Блок о России. Это — самый близкий человек, «половина», которая дается на весь путь жизни, каким бы трудным он ни был. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок: «светлая жена», «на щите Твой лик нерукотворный светел навсегда!»

    Родина, ее история, ее народ могут научить героя «быть светлым», мужественно смотреть в лицо «страшному миру», «стоять на страже», ожидая великих событий. В то же время в цикле чувствуется волнение за судьбу страны. «Испуганные тучи», «закат в крови» — в этих образах, полных экспрессии, воплощается ощущение тревоги. Не зря у героя «из сердца кровь струится». Связь с Россией кровная, неразрывная, но трагическая.

    Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. В декабре 1908 г. А. Блок писал К. Станиславскому: «...стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1405 раз
    Страшный мир! Он для сердца тесен!" (По лирике А.А.Блока.)
    Блок... "Имя твое — птица в руке.
    Имя твое — льдинка на языке.
    Одно-единственное движение губ.
    Имя твое — пять букв..."
    И как бы вторя пронзительным строкам Цветаевой, звучит у Блока:
    Страшный мир! Он для сердца тесен!
    В нем — твоих поцелуев бред,
    Темный морок цыганских песен,
    Торопливый полет комет!
    Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя. Личное и общественное со временем так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.
    В легком сердце — страсть и беспечность,
    Словно с моря мне подан знак.
    Над бездонным провалом в вечность,
    Задыхаясь, летит рысак.
    Начиная со "Слова о полку Игореве" тема любви слилась с темой родины и стала ведущей в творчестве выдающихся русских писателей. Важной она была и для Блока. Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую убогую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "На поле Куликовом" она охраняет спящих воинов.
    И когда, наутро, тучей черной
    Двинулась орда,
    Был в щите
    Твой лик нерукотворный
    Светел навсегда.
    У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ "светлой жены". Но в лирике поэта его возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы.
    Там прикинешься ты богомольной,
    Там старушкой прикинешься ты,
    Глас молитвенный, звон колокольный,
    За крестами — кресты да кресты...
    Только ладан твой синий и росный Просквозит мне порою иным... Hefr, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным! Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта. Но в то же время Блок верит в будущее отчизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды. И обрести эту веру ему помогает Гоголь, к которому не раз обращается поэт в своей публицистике. В свое неспокойное, жестокое и противоречивое время сквозь десятилетия слышит Блок взволнованный голос великого писателя XIX века, призывающего русских людей любить не только прекрасную Россию, но и убогую, нищую, переполненную болезнями и страданиями родину. Тревожный мотив летящей птицы-тройки проходит через всю поэзию и публицистику Блока, приобретая новое неожиданное звучание. В статье "Интеллигенция и революция" поэт в "чудном" звоне колокольчика слышит тот возрастающий гул, который предвещает революцию. "Что, если тройка, вокруг которой "гремит и становится ветром разорванный воздух", — летит прямо на нас?" — писал Блок в 1908 году. Поразителен пророческий дар писателя, который провидит грядущую трагедию России, где прямо "под ногами бешеной тройки" нашли гибель десятки тысяч русских людей. Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в "степную кобылицу" в цикле "На поле Куликовом".
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль...
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль...
    И нет конца! Мелькают версты, кручи...
    Остановись!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба. Как новое пророчество о будущем, появляется у Блока новый образ Возлюбленной — России: "пьяная Русь", "разбойная краса", "роковая, родная страна".
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу...
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...
    Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же "лес и поле, да плат узорный до бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и "дней свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты". В замечательном стихотворении "Грешить бесстыдно, беспробудно" с жестоким реализмом изображается то злое, низкое, подлое и пошлое, что есть в России. Изображено в дальнейшем и лицо, которое олицетворяет здесь эти качества, несколько раз крестится, целуя "столетний бедный и зацелованный оклад", кладет грошик, а дома на тот же грош обсчитывает ближнего и, икнув, отпихивает голодного пса от двери, чтобы затем "на перины пуховые в тяжелом завалиться сне". Много душевных сил и истинной любви нужно иметь поэту, чтобы и после этого сказать:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Верно заметил Гумилев, что из некрасовских заветов любить отчизну "с печалью и гневом" Блок принял только первый. Страшная, пьяная, преступная Россия, предстающая в стихах Блока, не убивает светлых, оптимистических надежд поэта на великое будущее родной страны. Его волнуют не политические судьбы России, а спасение ее живой души. Может быть, поэтому Блок находит образ, издавна символизирующий любовь и добро, которые все-таки должны воцариться в мире. Это образ Христа — Сына .Человеческого, который так же, как и художественное воплощение Вечной Женственности, возникает в интимно-личных переживаниях поэта. Блок знал, что политическая реакция преходяща; что через нее придется выйти на путь борьбы за вселенскую идею. И тогда сквозь "тьму исторической ночи" проникнут в души людей лучи нового мира. И этот свет, означающий духовно-нравственный поиск народа, несет в себе образ Христа.
    Христос! Родной простор печален,
    Изнемогаю на кресте.
    И челн твой будет ли причален
    К моей распятой высоте?
    В этом риторическом вопросе звучат и боль, и отчаяние, и надежда. Здесь появляется и развивается мотив "сораспи-нания" с родиной, которая всегда была для Блока и смыслом, и целью его поэзии. Образ России в душе поэта "светел навсегда". Он давал ему силу, рождал волю к жизни, внушал надежду. Поэтому и сейчас по-прежнему
    Горит звезда Вифлеема
    Так светло, как любовь моя.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1221 раз
    Стихотворение из цикла "На поле Куликовом"
    В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови. Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле. И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя - это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе. Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже "закат в крови" (в третьей строфе аж 3 восклицательных знака, громогласный глагол "пронзил" не оставляет выбора, кроме как идти сражаться; частые многоточия подчёркивают быстрое течение времени, создаётся впечатление некоторой недосказанно-сти, фразы как бы не завершены). Покоя нет! Стремительность событий подчёркивается аллитерациями звуков "с" в четвёртом четверостишии (домчимся, кострами, степную, блеснёт святое, ханской сабли сталь) и "р", очень агрессивного, резкого ("Закат в крови! Из сердца кровь струится!").
    И хотя в цикле стихов "На поле Куликовом" А. Блок описывает конкретные события (Куликовская битва, 1380 год), это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
    В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово "жена" - это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине. Жена - это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать. Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово "жена" хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.
    Это стихотворение - первое из цикла "На поле Куликовом".Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1360 раз
    Стихотворение А.Блока «Русь». (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Александр Александрович Блок-это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт -лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья, тот, кто в
    своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной. Александр Блок в этом смысле настоящий поэт, ведь он на протяжении всей своей жизни умел слышать “звуки революции”, мог своим феноменальным талантом предугадывать события
    недалекого будущего его страны, а значит- растворял свою жизнь в жизни Родины.
    Блок принадлежал к числу поэтов-символистов, поэтому разнородная символика была присуща его творчеству.”Русь”- символичное название, оно пронизано духом древности. Автор уводит нас в те незапямятные времена, когда еще “разноликие народы” водили “ночные хороводы”,что невольно ассоциируется с какими-то таинственными обрядами древних людей…В них было и нечто магическое ,и даже некое чудное волшебство…
    Поэт видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, эта страна необычайна, и об этом автор говорит еще с самых первых строк:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю -и за дремотой тайна,
    И в тайне- ты почиешь, Русь.
    Как мне кажется, Блок воплощает в таком образе Руси, окутанной некой грезой, сновидением, непостижимой тайной образ “Прекрасной Дамы”,таинственной “Незнакомки”,котрую также нельзя облечь в некую форму, в ней есть лишь причудливые, романтичные признаки, неуловимые черты…
    Но поэт созерцал Русь не просто таинственной ,но и страной сказочно-волшебной. Ведь только всмотритесь в эти образы:”ведуны с ворожеями” или ”ведьмы тешатся с чертями”.В памяти невольно всплывают картинки из любимых сказок детства, перечитываемых, бывало, по несколько раз! Вообще, мотив такой чарующей сказочности проходит через все стихотворение: здесь и “мутный взор колдуна”,и образ “живой”,немало повидавшей на своем веку клюки, которая, как правило, всегда принадлежит какому-нибудь ветхому добренькому старичку, прошедшему так неизмеримо много дорог.
    Все в художественном мире Блока необычайно одухотворяется, что вносит еще больше сказочных красок в произведение: помимо той самой клюки, которая словно сама проходит дальние дороги Руси, сам вихрь напевает “преданья старины”,но, что там, даже сама Русь предстает перед нами в обличии старых “лохмотий”и“опоясанная реками”. Русь-это воплощение величественности, включающей в себя и древний возраст, и силу несравненной красоты, необъятности. И такая страна не могла не пленить душу героя:
    …И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Какая бы ни была его Родина, она владеет им, он по-детски беззащитен перед ней своей неземной влюбленностью в нее. И даже кажется, что от этих ветхих лохмотий, то есть всецелой нищеты страны, горячее сердце героя все сильнее и сильнее проникается безумной любовью к родимой земле. И это глубокое чувство лишает его какого бы то ни было ощущения времени, захватывает героя до такой степени, что вовлекает его в мир какого-то счастливого беспамятства. Он уже не принадлежит этому земному миру он полностью поглощен бесконечной любовью к Родине:
    И сам не понял, не измерил,
    Кому я песни посвятил,
    В какого бога страстно верил,
    Какую девушку любил.
    …Но тайна-то Руси заключается не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, что сколько веков она ни
    прожила, ее народ еще никогда “не запятнал первоначальной чистоты”.В этом и есть вся разгадка той тайны, о которой автор
    начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней, заключительной(кольцевая композиция).
    А.А.Блок – определенно, поэт высочайшего уровня. Его произведения пронизаны его неповторимо индивидуальным
    восприятием России, замечательны своей насыщенностью художественными образами и способностью покорять человеческие души,
    затрагивать сердца миллионов людей. И стихотворение “Русь” еще раз доказывает нам, насколько сильно, можно сказать, страстно
    любил Блок родину, он отдавался ей всем сердцем, всей душой. Это была действительно довольно “странная любовь”-поэт любил и
    прославлял даже больше не просторы и красоту родной земли, а то, что другие наоборот не принимали нищету, какую-то свойственную только России тоску. Особенно сильно это стихотворение отражает неизмеримую гордость Блока сохранностью в родной стране удивительной “первоначальной чистоты”.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1391 раз
    Стихотворение А.Блока «О, я хочу безумно жить...» (Восприятие, истолкование, оце
    Стихотворение « О, я хочу безумно жить» было написано в феврале 1914 года и несмотря на то, что в мире уже назревала первая мировая война, казалось, что Блока это лишь вдохновляет. Возникает ощущение, что герой поэта только что осознал, что он действительно живет, а не существует, бездумно и апатично. И тут же его со всех сторон охватывают чувства и порывы:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее - увековечить,
    Безличное – очеловечить,
    Несбывшееся – воплотить!
    Герой чувствует себя сильным и готовым на любые испытания, готовым на безумную, тяжелую жизнь:
    Пусть душит жизни сон тяжелый
    Пусть задыхаюсь в этом сне…
    …но жизнь достойную поклонения потомков:
    Быть может юноша весёлый
    В грядущем скажет обо мне…
    и дальше следует описания героя таким, каким, возможно автор представляет себе настоящего человека, героя своего времени со светлыми порывами и чистой душой, готовой ради спокойствия и блага человечества на безумные поступки. И Блок
    действительно верит в таких людей, поэтому право описания своего героя он отдает юному человеку, возможно в будущем такого же героя, как и его:
    Простим угрюмство - разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь - дитя добра и света
    Он весь – свободы торжество!
    Все стихотворение читается на одном дыхании и очень легко. Автор как будто специально употребляет как можно меньше слов (заполняя их знаками препинания, в основном дефис) и больше рифмы, опасаясь, что смысл будет погребён за ненужными словами:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее - увековечить,
    Безличное – очеловечить,
    Несбывшееся – воплотить!
    Прямая речь в последнем четверостишье помогает читателю понять, то главное, что пытался донести до него автор: каким должен быть его герой, идеальный человек. И опять он обращается к краткости. Автор задает вопрос и сам на него отвечает:
    Простим угрюмство - разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь - дитя добра и света
    Он весь – свободы торжество!
    Эпитеты в этом стихотворении употреблены мало, но очень метко. Они указывают на контраст между жизнью:
    Пусть душит жизни сон тяжелый
    и людьми, живущими в этом мире:
    Быть может юноша весёлый
    Это помогает понять, что какой бы тяжелой не была жизнь, в основном люди стараются принять её с улыбкой на устах и стараются её облегчить. И ещё это показывает, что никакая тяжесть жизни не может полёты чистых душ, их стремления и мечты. Думаю, что Блок был одной из таких душ, и он тоже воспринимал все превратности судьбы с улыбкой и никак иначе, а ведь жил он не в самое легкое для России время. И тем не менее ему ничего не помешало воплотить в себе того героя, которого он почитал:
    Он весь - дитя добра и света
    Он весь – свободы торжество!

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1571 раз
    Стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы...» (Восприятие, истолкование, оце
    Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвящен возлюбленной А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу я в темные храмы".
    Вхожу я в темные храмы
    Совершаю бедный обряд
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцании красных ломпад.
    Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
    Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнении с богатейшей духовностью его идеала. Великолепнийше показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный
    - цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны твои черты
    Мне не слышны ни взохи, ни речи
    Но я верю - Милая Ты.
    Восхищение переполняет душу повествователя. Лексический повтор усилительного "как" подчеркивает любование, преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, "черных зданий", "желтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
    в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу.
    Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока - рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
    лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающую тот религиозный, мистический колорит. В тексте присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
    отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой, самоотверженной и преданной любви к Родине.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2092 раз

    Всего 162 на 17 страницах по 10 на каждой странице
    [<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ... | 17 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP