Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Биографии

    Хетагуров К.Л.
    Хетагуров Коста Леванович

    Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года.
    Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только
    любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто
    нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло
    быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда
    мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная
    боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого
    материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его
    творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное
    эстетическое формирование его художнической индивидуальностью
    произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее
    ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его
    проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября
    1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс
    Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион
    при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил
    осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из
    двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской
    области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не
    удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области
    прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии
    вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий
    дом. Не закончив полного курса обучения.
    Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу
    приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во
    Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы
    провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной
    языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть
    лет. Но по – настоящему проявить, свои разносторонни способности не
    мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском
    языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с
    русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации,
    устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка
    печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете
    «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело
    как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение,
    посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы
    печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет
    спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове
    «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» ,
    поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а
    организатором торжеств хотелось славословиями заглушить
    протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу,
    был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы
    родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из
    Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому
    отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь
    он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести
    межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не
    мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и
    достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году
    Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.
    Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне
    Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В
    дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года
    удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником
    газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897
    года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и
    общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из
    провинциального безвестного поэта превратился в видного
    литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не
    только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были
    написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще
    осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт
    упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших
    в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден
    был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез
    тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось
    выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес
    тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки.
    В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В.
    И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У
    Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение
    поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального
    Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника.
    А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему
    всевластному начальнику своими статьями и сатирическими
    произведениями.
    26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По
    возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в
    периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его
    стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно,
    чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось,
    наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре
    обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его
    непоправимо надломлено.
    В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться
    здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных
    культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью.
    Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается
    открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на
    себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания
    остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г.
    Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не
    только медицинской помощи, но и элементарного присмотра.
    Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому
    Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним
    приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года.
    Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19
    марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни
    поэта мало кто понимал подлинное значение художественного
    творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало,
    то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек
    необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
    Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и
    осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском.
    Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее
    тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после
    возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого
    столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью.
    Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность
    народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» ,
    «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти
    произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего
    прошлого осетинского народа.
    Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.) .
    Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях
    горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных
    конфликтах.
    В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция
    его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не
    содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она
    утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных
    произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала»
    близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный характер
    горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и
    «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы
    Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом.
    Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и
    т.д.. Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной
    деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии,
    прежде всего в поэме «Кому живется весело» .
    Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда.
    Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А
    нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства.
    Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам
    счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта
    позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже
    в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко:
    поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо
    противопоставляет ему собственный идеал.
    Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко
    развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество
    стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в
    достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон
    фардыру» – самому зрелому творению Коста.
    «Ирон фандыр» единственная книга стихов на осетинском языке. Она
    писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета
    1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и
    по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору
    не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые
    становились народными песнями, некоторые попадали в школьные
    учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.
    Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с
    подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .
    Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей
    значимости и последствиям событием в истории осетинской
    национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия
    получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в
    духовной жизни нации.
    Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в
    широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о
    детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под
    названием «Мой подарок осетинским детям» Конечно, и до Коста
    Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством
    народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни
    Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому
    ему пришлось самому заново создавать основы национальной
    профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той
    вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать,
    поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской
    поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем
    искусстве своеобразие обеих этих традиций.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2847 раз
    Хармс Д.И.
    Хармс

    (1905 - 1942), поэт, прозаик.

    Родился 30 декабря 1905 (12 января 1906 н.с.) в Петербурге, с которым связана вся его жизнь. Здесь учился, здесь начал писать первые стихи. Как профессиональный поэт вошел в литературу в середине 1920-х, когда некоторые его стихи появились в альманахах.

    Хармс был одним из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), в которую входили поэты А.Введенский, Н.3аболоцкий, Ю.Владимиров и др., использовавшие приемы алогизма, абсурда, гротеска. В 1927 на сцене Дома печати была поставлена пьеса Хармса "Елизавета Вам". Как и другие обернуты, Хармс читал свои произведения на встречах с публикой, его стихи и рассказы распространялись в рукописях. В 1930 деятельность ОБЭРИУ как "объединения формалистов" была запрещена. Маршак, высоко ценя талант Хармса, привлек его к работе с детской литературой. С 1928 Хармс публиковал стихи для детей в журналах "Чиж" и "Еж". Вышло также несколько детских книг, в том числе такие известные, как "Иван Иваныч Самовар", "Игра", "Миллион".

    Д.Хармс был арестован 23 августа 1941, а 2 февраля 1942 умер, находясь в заключении. Имя его было вычеркнуто из советской литературы. В 1956 реабилитирован. В 1960-е его книги были переизданы, пьеса "Елизавета Вам" вернулась в театральные репертуары.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2118 раз
    Фурманов Д.А.
    Фурманов Дмитрий Андреевич

    Детские годы и юность
    Дмитрий Андреевич Фурманов родился 26 октября (7 ноября по новому
    стилю) 1891 года в селе Середа Костромской губернии (теперь город
    Фурманов, Ивановской области). Его отец Андрей Семенович происходил из
    крестьян Ярославской губернии; мать Евдокия Васильевна была дочерью
    сапожника из города Владимира.
    Он был третьим ребенком в семье. Это был бойкий и любознательный
    мальчик. В семье Фурманова звали Митяем. Поступив в 1899 году в Иваново-
    вознесенское шестиклассное училище, и едва выучившись грамоте, Митяй
    быстро пристрастился к чтению. «Читал много. Горячим запоем, особенно
    усердно Конан-Дойля, Жюля Верна, Майн Рида, Вальтера Скотта и в этом
    роде», — писал Фурманов в автобиографии, вспоминая детские годы. Наряду
    с иностранными авторами в круг чтения будущего писателя рано вошли
    русские классики — Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тургенев и др. Русский
    язык и литература становятся любимыми предметами Фурманова.
    Когда Митяй заканчивал шестиклассное училище, в Иваново-Вознесенске
    началась крупная забастовка, длившаяся 72 дня. Это было в мае 1905 года.
    Руководили забастовкой большевики, профессиональные революционеры
    Ф.А.Афанасьев, М.В.Фрунзе, А.С.Бубнов, Н.И.Подвойский и другие. В ходе
    забастовки ивановские пролетарии создали Совет рабочих депутатов. Это
    был первый Совет в нашей стране — прообраз Советской власти. Он
    фактически руководил всей жизнью в городе, с решениями Совета
    вынуждены были считаться даже местные фабриканты.
    Фурманову было лишь тринадцать. Конечно, он во многом не разбирался, его
    семья была далека от революционной борьбы, но с юных лет в Дмитрии жило
    сочувствие к угнетенным. И в дни революции 1905 года все его симпатии были
    на стороне бастовавших рабочих. Вместе с товарищами он пробирался на
    знаменитые собрания на берегу Талки, где заслушивался речами, распевал
    революционные песни Среди стихотворений этого времени, написанных
    Фурмановым, есть одно, посвященное памяти «заступника люда» Возможно,
    оно связано с конкретным событием — убийством черносотенцами
    руководителя иваново-вознесенских рабочих Ф А Афанасьева, известного
    под кличкой «Отец» Позднее, в 1925 году. Фурманов вернулся к своим
    впечатлениям о днях первой русской революции в Иваново Вознесенске и
    написал очерки «Как убили Отца» и «Талка».
    Осенью 1905 года Дмитрий поступил в торговую школу, которая готовила
    счетоводов, бухгалтеров и торговых работников. Но, коммерческие науки не
    интересовали юношу. Окончив эту школу в 1908 году, он через год сдает
    экзамены в Кинешемское реальное училище.
    Кинешемский период стал очень важным этапом в жизни будущего писателя.
    В это время шел процесс формирования его мировоззрения, вкусов и
    наклонностей .Со свойственной ему страстью, трудолюбием и
    организованностью Фурманов весь отдался учению, в котором видел «тот
    путь, что ведет к правде, к истине, к абсолютному счастью, если только
    таковое возможно». Однако менее всего он рассматривал ученье как простое
    «прохождение программы». Для него оно значило широкое духовное развитие,
    активное чтение, стремление выработать свой взгляд на мир. Заслуживает
    внимания восторженное отношение Фурманова к книге. «Да — утверждал он —
    Много может сделать с человеком книга. Хотя я не очень-то уважаю Леонида
    Андреева, а все же люблю его выражение : «Если бы человек сделался богом,
    то пределом его была бы книга». Книга по-моему, — самый верный пособник по
    пути к совершенству».
    Фурманов читал книги в определенной системе, глубоко задумывался над
    прочитанным. Об этом свидетельствуют записи в юношеском дневнике. В круг
    чтения входили произведения русских классиков, изучавшихся в реальном
    училище (от Н. Карамзина и А.Пушкина до Л.Толстого и Ф. Достоевского), и не
    включенные в программу И. Никитин, А. Мельников-Печерский, А. Чехов, С.
    Надсон и другие.
    Он с увлечением читает М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева. В. Шекспира,
    Дж. Мильтона, Д.Байрона, Ч. Диккенса, а также произведения критиков и
    философов В. Белинского, Н. Добролюбова. Д. Писарева, Аристотеля,
    Платона, Бюхнера и др.
    Огромное влияние оказала на Фурманова русская классическая литература. У
    писателей-классиков он учился любить родину, народ, находил примеры
    служения высокому гражданскому долгу, гуманным идеям добра и
    справедливости. «Человек только тогда истинно высок, когда, свято
    выполняя обязанности человека и гражданина кладет свое достояние, мате
    реальное и духовное, исключительно на благо общественное»,— записывает
    Дмитрий в дневнике 5 июля 1910 года, подытоживая свои рассуждения о К.
    Рылееве. Л. Толстой для него — истинный мыслитель и проповедник
    «высокогуманных идей». О Ломоносове он писал как о «ярком примере
    труженика-ученого», который «так любил свою Россию, что готов был чем
    угодно жертвовать для блага ее». В тургеневском Базарове Фурманова
    привлекают прямота, мужицкий демократизм. А о критиках — революционных
    демократах Белинском, Добролюбове, Писареве Фурманов прямо пишет как о
    людях, жизнь и деятельность которых служит для него нравственным
    примером.
    В развитии литературных вкусов и наклонностей Фурманова в кинешемский
    период большую роль сыграл учитель русского языка и литературы в
    реальном училище Федор Федорович Трубников. О Трубникове Дмитрий
    пишет в своем дневнике как о любимом учителе. Строгий и требовательный,
    Трубников был прост в обращении, не гнушался зайти на квартиру к ученику,
    душевно с ним побеседовать Он поддерживал литературные увлечения
    Фурманова, который начал писать стихи еще в шестиклассном училище.
    Теперь Фурманов пробует свои силы в прозе, создает ряд очерковых
    зарисовок и рассказов, регулярно ведет дневник, который тоже является
    своеобразным литературным произведением. С дневником Фурманов не
    расставался до последних дней своей жизни, занося в него все, что
    волновало и казалось значительным. Он вел дневник даже во время боев и
    походов. Наблюдения, отразившиеся в дневниках, послу жили затем
    материалом для литературных произведений.
    Мечта «сделаться писателем» рано созрела у Фурманова. Это видно из
    дневниковой записи от 26 июня 1910 г. Однако прежде чем стать писателем,
    ему суждено было пройти большую школу жизни.
    В 1912 году Дмитрий поступил в Московский университет на историко -
    филологический факультет (на словесное отделение). Для этого пришлось
    самостоятельно овладеть латинским языком (в реальном училище этот язык
    не изучался). Как и в Кинешме, жизнь Фурманова в Москве наполнена глубокой
    внутренней работой, стремлением духовно самоопределиться. «Жажда
    борьбы — самая ценная струна в жизни» — вот к какому выводу пришел юноша.
    Он тяжело переживал реакционный режим, установившийся в то время в
    Московском университете. Свое мировоззрение тех лет писатель определяет
    позднее как «потенциально-революционное». «Я чувствовал в себе всю
    жизнь, с детских годов — внутренний протест, недовольство гнетом,
    устремление к свободе, любовь к бедноте — были все задатки
    революционера». Но Фурманов студент не был непосредственно связан с
    революционно-освободительной борьбой пролетариата. Среди друзей юноши
    не было никого, кто помог бы выбрать правильный путь, отвечающий его
    свободолюбивой натуре Интересы Фурманова проявлялись, прежде всего в
    области литературы, большое место в жизни занимали нравственные искания,
    увлечение на этой почве творчеством Льва Толстого и Достоевского.
    Годы революции.
    Накануне первой мировой войны Фурманов переживает острый духовный
    кризис, ищет выход из него.
    Разразившаяся летом 1914 года война не сразу была им правильно понята.
    Жажда активной деятельности, стремление быть полезным народу в
    постигшем его бедствии заставили Фурманова покинуть университет и пойти
    на фронт братом милосердия. Работал в санитарных поездах, летучках и
    отрядах Турецкого (Кавказского), Юго-Западного и Северо-западного
    фронтов. Но очень скоро понял, что война носит антинародный характер
    Фурманов видел, как зреет гнев и протест народа против
    империалистической бойни, самодержавия и буржуазного строя. В своем
    дневнике 1916 года он не раз отмечал, что народное недовольство и
    возмущение растет, что всюду ощущается «могучее дыхание
    приближающейся грозы».
    О близящейся грозе-революции он писал и в аллегорическом стихотворении
    «Пробуждение великана» (1916), которое выдержано в стиле любимого им
    поэта Н. А. Некрасова:
    Тише Огромное чудо свершается
    В темном лесу великан пробуждается
    В темном, дремучем лесу.
    Стихотворение заканчивается пророческими словами о «новой силе», которая
    идет «с ярким светильником, с думами новыми».
    В конце 1916 года Дмитрий Андреевич возвращается в Иваново-Вознесенск и
    работает преподавателем общеобразовательных рабочих курсов. В дни
    Октябрьской революции Фурманов возглавляет в Иванове революционный
    штаб. Он беспощадно борется с контрреволюцией, с буржуазной печатью,
    выступает на многочисленных митингах.
    В первые месяцы после Октября Фурманов вел в Иванове напряженную
    общественно-политическую работу — был заместителем председателя губ
    исполкома (председатель — М В Фрунзе), возглавлял губернский комиссариат
    просвещения, организовывал различные курсы, ведал культурно-
    просветительной работой в губернии.
    Постоянно общаясь в это время с ивановскими ткачами известными своими
    революционными традициями, Фурманов по его словам, «понял правду
    жизни» Большое влияние оказала на него дружба с выдающимся ленинцем
    Михаилом Васильевичем Фрунзе. «Это удивительный человек Я проникнут к
    нему глубочайшей симпатией», — писал Фурманов. Фрунзе помог ему
    преодолеть заблуждения и колебания, дал рекомендацию в партию
    большевиков.
    В июле 1918 года Фурманов вступил в партию. К этому времени относится
    запись в дневнике: «Теперь прибило к мраморному, могучему берегу-скале. На
    нем построю я свою твердыню-убеждение. Только теперь начинается моя
    сознательная работа, определенно классовая, твердая, уверенная нещадная
    борьба с классовым врагом». До сих пор это было плодом настроений и
    темперамента; отселе это будет еще — и главным образом — плодом научно
    обоснованной смелой теории».
    Все силы и энергия Фурманова в это время уходили на революционную
    практическую работу. С гордостью называл он себя и своих товарищей
    «чернорабочими революции».
    Революцию Фурманов воспринимал не только как политик, но и как поэт.
    Через полтора месяца после Октябрьской революции он записывает в
    дневнике: «Я увидел и почувствовал всем моим существом, что здесь, в
    Революции, — целый океан поэзии, что здесь и безмерная отвага, и чистота
    бескорыстия, и нечеловеческое дерзание, что здесь воплощается в самой
    жизни огромная красота».
    Непосредственным откликом писателя на Октябрьскую революцию явилась
    «Легенда об унглах» — аллегорическое произведение, созданное в духе
    ранних романтических рассказов М Горького. В ней повествуется о том, как
    восставший народ-исполин сбросил со своих плеч кровожадного владыку
    Крафта и злых карликов — эксплуататоров всех мастей.
    В начале 1919 года Фурманов с отрядом иваново-вознесенских рабочих
    отправился на Восточный фронт. В это время наступление войск Колчака на
    Восточном фронте представляло собой самую большую угрозу молодому
    Советскому государству. В марте 1919 года Фурманова назначили
    комиссаром 25-й стрелковой дивизии, во главе которой стоял легендарный
    герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев. Полки этой славной
    дивизии нанесли решительное поражение колчаковцам и освободили Уфу.
    Как вихрь носился Чапаев по заволжским и уральским степям, преследуя
    колчаковцев и белоказаков. И вместе с ним всегда был его неизменный друг
    комиссар Дмитрий Фурманов. Они спаяли дивизию в одну боевую семью,
    готовую перенести любые невзгоды и лишения, чтобы отстоять завоевания
    революции.
    После того как Фурманова отозвали из Чапаевской дивизии, он сражался на
    других фронтах гражданской войны, был начальником политуправления
    Туркестанского фронта, уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта в
    Семиречье, комиссаром красного десанта на Кубани, начальником
    политотдела 9-й Кубанской армии, редактором газеты «Красный воин» —
    органа 11-й Кавказской армии. Куда бы партия ни посылала Фурманова, он
    всюду, по словам А. Серафимовича, был революционным бойцом,
    революционным строителем.
    Фурманов вкладывал огромную энергию, такт и принципиальность во всякое
    дело. Особенно ярко это проявилось в дни контрреволюционного мятежа в
    городе Верном (ныне Алма-Ата), когда Фурманов оказался один перед
    пятитысячной враждебно настроенной толпой. Словом большевика он сумел
    повернуть настроение толпы, отколоть заблуждающуюся часть мятежников
    от их вожаков — врагов Советской власти. Благодаря уму, выдержке и
    мужеству Фурманова мятеж в Верном был ликвидирован быстро и без единого
    выстрела.
    Вместе с другим героем гражданской войны Епифаном Иовичем Ковтюхом,
    Фурманов возглавил десант, высадившийся в тылу войск Врангеля на Кубани.
    Это была исключительно опасная и рискованная операция. Ковтюх и
    Фурманов провели ее блестяще и обеспечили разгром врангелевских войск на
    Кубани. За эту военную операцию, описанную затем в повести «Красный
    десант», Фурманов был награжден орденом Красного Знамени.
    За время гражданской войны Фурманов вырос в крупного политического
    работника Красной Армии. Его деятельность высоко ценили М.В.Фрунзе и
    В.В.Куйбышев. На партийных конференциях и красноармейских съездах
    Дмитрий Андреевич избирался делегатом VIII Всероссийской конференции
    РКП (б) и VII и VIII Всероссийских съездов Советов. Не раз приходилось ему
    слушать речи и доклады В И Ленина О Ленине Фурманов писал, что он —
    «самый любимый, самый нужный человечеству», что он «думает за целый
    мир». В своей разнообразной деятельности Фурманов старался практически
    воплощать в жизнь ленинское учение.
    Слово Фурманова было одним из основных оружий. Его выступления были
    всегда убедительны и проникновенны. Словом Фурманов владел не только
    как оратор, но и как публицист. Свыше ста ярких, зажигательных статей и
    очерков опубликовал он в годы гражданской войны на страницах партийно-
    советской и армейской прессы: в газетах «Рабочий край» (Иваново),
    «Коммуна» (Самара) , «Семиреченская правда», «Красное знамя» (Краснодар),
    «Красный воин» (Тифлис) , центральные «Известия», «Правда» и др.
    Находясь на Кубани, в начале 1921 года Фурманов активно занимается
    литературным творчеством . О н пишет пьесу «За коммунизм» и повесть
    «Записки обывателя». Если в первом произведении в центре внимания стоят
    люди коммунистической морали, беззаветно борющиеся за новую жизнь, то во
    втором автор разоблачает обывателей, стремящихся к личной выгоде.
    В произведениях Фурманова эпохи гражданской войны (очерки, статьи, пьеса,
    повесть) ставились, чаще всего еще в форме «заявок», такие вопросы и
    проблемы, которые будут занимать советских писателей, в том числе и самого
    Фурманова, в последующий период, когда советская литература станет
    набирать силу и создавать крупные эстетические ценности и в поэзии, и в
    прозе, и в драматургии. Эти произведения характерны для начального этапа
    развития советской литературы.
    Для Фурманова годы гражданской войны были большой школой жизни, без
    которой немыслимо подлинно литературное творчество. Эта школа
    вооружила Фурманова прекрасным знанием революционной
    действительности, научила искусству глубокого классового анализа событий,
    дала неисчерпаемый запас наблюдений над людьми, творившими и
    защищавшими революцию.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2004 раз
    Фонвизин Д.И.
    Фонвизин Денис Иванович

    (1744-1792 гг.) -драматург, прозаик.
    Родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году - на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
    В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал "Послание к слугам моим..." (1769 г.) - сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры. В поэтике классицизма послание относилось к "высоким" жанрам, но Фонвизин отошел от установившейся нормы, сделав героями своего произведения людей "незначительных" - крепостных.
    В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явился его "Бригадир" (1766-1769 гг.).
    Создавая "Бригадира", Фонвизин еще следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в соблюдении единства времени, места. Но в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев. При этом Фонвизин привнес в литературу не мелкий бытовизм, а значительность характеров, проблемность. В "Бригадире" осмеиваются не отдельные носители порока -- автор ставит вопрос о дворянстве в целом, о принципе существования его как сословия. Поэтому комедия отразила все главные сферы деятельности этого сословия - чиновничью, военную и помещичью. Ставя такие важные проблемы, невозможно было оставаться в рамках традиционной комедии "чистого смеха". В пьесе звучат и трагические ноты.
    В своем самом значительном произведении - комедии "Недоросль" (1781 г.) (см. "Недоросль") - Фонвизин указывает на корень всех бед России - крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои - просвещенные дворяне - не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве. Показывая воздействие среды на личность, Фонвизин делает одной из главных проблему воспитания: очень точно фиксируется уродующее влияние помещичьей усадьбы на Митрофанушку. Интрига отступает на второй план, и нарушается принцип классицизма - единство действия. Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, "Недоросль" - "... истинно общественная комедия".
    В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Минерве от российских писателей", "Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.", "Повествование мнимого глухого и немого". Особенно острая критика политики Екатерины II содержалась в напечатанных анонимно "Нескольких вопросах, могущих разбудить в умных честных людях особливое внимание". На них с раздражением отвечала сама императрица.
    Поэтому попытки Фонвизина выступать в печати пресекались Екатериной II: в 1788 году ему не разрешили издать ни пятитомное собрание своих сочинений, ни журнал "Друг честных людей, или Стародум" (входившая в него едкая сатира "Всеобщая придворная грамматика" распространялась в списках и пользовалась большой популярностью).
    Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789
    году он начал работу над автобиографической повестью "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя - русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.
    Фонвизин - крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы которой, после "Недоросля", представляют "Горе от ума" А.С.Грибоедова и "Ревизор" Н.В. Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А.С.Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения, борца с крепостничеством, назвал его "другом свободы".

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2502 раз
    А.А. Фет
    Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич

    (1820-1892) - поэт, прозаик, публицист, переводчик.
    Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в разночинца - "иностранца Афанасия Фета", которому удалось получить русское подданство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее.
    С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.
    В 1840 году выходит первый сборник его стихотворений "Лирический пантеон", а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет", - пишет в 1843 году Белинский.
    В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 году ему удается перейти в привилегированный гвардейский полк, расквартированный невдалеке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.
    В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.
    В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занимается хозяйством, выступает как публицист-консерватор. Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40-50-х годов (1863).
    С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: "Из деревни" и "Записки о вольнонаемном труде". Определяющее начало в циклах - публицистика, но вместе с тем это самая настоящая "деревенская" проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл. Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза - язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе - реалистической.
    Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтического творчества (1870-1892).
    В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: "Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию".
    Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, "делает много добра соседним крестьянам". Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой. В одном из писем он пишет:
    "Застываю теперь, как земля осенью", в другом жалуется на "почти абсолютное одиночество". Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника "Вечерние огни", занимается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.
    Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой - Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет - Шеншин стало привычным.
    Фет - романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар "ловить неуловимое", фиксировать "эфирные оттенки чувства".
    В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии - природа и любовь.
    Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких стихотворениях, как "Печальная береза...", "Псовая охота", "Задрожали листы, облетая..." и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л. Толстого в первую очередь).
    Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.
    Другая, не менее значительная заслуга Фета - изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально-бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психологическая деталь выступает как часть целого.
    "Влево бегущий пробор", "детские слезы", "нерукотворные черты", "изгибы близкой души", "муки души безгрешной", "образ мгновенный" - признаки героини.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2546 раз
    Фет А.А.
    Фет, русский поэт. Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 в с.Новоселки близ Мценска. За несколько месяцев до его рождения мать сбежала от мужа (и по всей вероятности отца поэта, Иоганна-Петера Фёта, Foeth) с российским помещиком Шеншиным, лечившимся на водах в Германии. При крещении мальчик был записан законным сыном Афанасия Неофитовича Шеншина. До четырнадцати лет он и считался таковым, но затем орловская духовная консистория сочла отцом мальчика, родившегося до брака, гессен-дармштадтского подданного Фёта, и присвоила ему отцовскую фамилию. До этих пор он учился дома, где, как он вспоминал в книге Ранние годы моей жизни, «по рукописной книге... познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов... и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся»; затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г.Верро (ныне Выру, Эстония). В 1837 приехал в Москву, полгода провел в пансионе проф. М.П.Погодина, готовясь к поступлению в университет, и в 1838 поступил на философский факультет. Фет пробыл студентом шесть лет вместо положенных четырех («вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи»). К концу пребывания в университете поэтический талант Фета вполне сформировался: существенную роль в этом сыграл его друг, будущий поэт и критик А.Григорьев (Фет жил в их доме) и студенты его окружения (Я.Полонский, С.Соловьев, К.Кавелин и др.). Взгляды его сложились под влиянием учителя в погодинском пансионе, будущего переводчика Ч.Диккенса, впоследствии связанного с петрашевцами и молодым Н.Чернышевским, И.Введенского, которому он дал полушутливое обязательство и впредь «отвергать бытие Бога и бессмертие души человеческой». В 1840 Фету удалось выпустить за свой счет собрание стихотворных опытов под названием Лирический Пантеон А.Ф. В этих перепевах любимых стихов слышались отзвуки Е.Баратынского, И.Козлова и В.Жуковского, но более всего ощущалось подражание В.Бенедиктову. Книга удостоилась поощрительного отзыва в «Отечественных записках» и издевательского в «Библиотеке для чтения» от лица барона Брамбеуса. Пантеон никак не предвещает стихотворений того поэта, первой журнальной публикацией которого (за полной подписью) были три перевода из Г.Гейне, напечатанные в конце 1841 в погодинском «Москвитянине». В 1842–1843 там же и в «Отечественных записках» появилось восемьдесят пять его стихотворений, многие из которых вошли в хрестоматийный канон поэзии Фета (Не здесь ли ты легкою тенью, На пажитях немых, Знаю я, что ты, малютка, Печальная береза, Чудная картина, Кот поет, глаза прищуря, Шумела полночная вьюга и т.д.). Уже в 1843 В.Белинский считает нужным сообщить мимоходом, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», стихи которого он ставит наравне с лермонтовскими. В 1845 «иностранец Афанасий Фёт», желая стать потомственным российским дворянином (на что давал право первый офицерский чин), поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Оторванный от столичной жизни и литературной среды, он почти перестает печататься – тем более, что журналы вследствие падения читательского спроса на поэзию никакого интереса к его стихам не проявляют. Получив цензурное разрешение на издание книги в 1847, Фет публикует ее лишь в 1850. В херсонские годы произошло событие, предопределившее личную жизнь Фета: погибла при пожаре (вероятно, покончила с собой) влюбленная в него и любимая им девушка-бесприданница, на которой он по своей бедностине не решился жениться. Памяти о ней посвящены шедевры любовной лирики Фета – В долгие ночи (1851), Неотразимый образ (1856), В благословенный день (1857), Старые письма (1859), В тиши и мраке таинственной ночи (1864), Alter ego (1878), Ты отстрадала, я еще страдаю (1878), Страницы милые опять персты раскрыли (1884), Солнца луч промеж лип (1885), Долго снились мне вопли рыданий твоих (1886), Нет, я не изменил. До старости глубокой... (1887). В 1853 Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный близ Волхова; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. Получив возможность бывать в Петербурге, Фет сблизился с новой редакцией «Современника» – Н.Некрасовым, И.Тургеневым, А.Дружининым, В.Боткиным. Полузабытое имя Фета появляется в статьях, обзорах, хронике ведущего российского журнала, с 1854 там широко печатаются его стихи. Тургенев стал его литературным наставником и редактором. Он подготовил опубликованное в 1856 новое издание стихотворений Фета, причем около половины стихов, составлявших собрание 1850, были отсеяны, а две трети оставшихся подверглись переработке. Впоследствии Фет заявил, что «издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным», однако никакой попытки вернуться к забракованным текстам и вариантам не сделал. Собрание это составило первый том издания 1863, во второй вошли переводы. В 1856 Фет оставил военную службу, не выслужив дворянства; в 1857 в Париже женился по расчету на М.П.Боткиной; в 1860 обзавелся поместьем в родном Мценском уезде, «сделался агрономом-хозяином до отчаянности» (Тургенев) и с 1862 стал регулярно печатать в реакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие пореформенные порядки на селе с позиций помещика-землевладельца. В 1867–1877 Фет ревностно исполнял обязанности мирового судьи. В 1873 ему была дарована фамилия Шеншин и потомственное дворянство. Революционная демократия и народничество вызывали у него ужас и омерзение, о романе Чернышевского Что делать? он написал столь резкую статью, что даже «Русский вестник» не рискнул ее напечатать. В 1872 Тургенев, разрывая с ним отношения (впоследствии кое-как восстановленные), пишет: «Вы нанюхались катковского прелого духа». В 1860–1870-х годах единственным близким другом Фета из числа былого «литературного ареопага» остается Л.Н.Толстой – они дружат семьями, часто видятся и переписываются. Фет снова становится полузабытым поэтом и никак о себе не напоминает, на досуге занимается преимущественно философией. В литературу возвращается лишь в 1880-х годах, разбогатев и купив в 1881 особняк в Москве. Возобновляется его дружба молодости с Я.П.Полонским, он сближается с критиком Н.Н.Страховым и философом В.С.Соловьевым. В 1881 выходит его перевод главного труда Шопенгауэра Мир как воля и представление, в 1882 – перевод первой части Фауста И.В.Гёте, в 1888 – второй части. После долгого перерыва снова пишутся стихи, они публикуются не по журналам, а выпусками под названием Вечерние огни (I – 1883; II – 1885; III – 1888; IV – 1891) тиражами в несколько сот экземпляров. В 1883 издается его стихотворный перевод всех сочинений Горация – труд, начатый еще на студенческой скамье. Другие римские классики переводились им чересчур поспешно и порой небрежно: в последние семь лет жизни Фета вышли Сатиры Ювенала, Стихотворения Катулла, Элегии Тибулла, Превращения и Скорби Овидия, Элегии Проперция, Энеида Вергилия, Сатиры Персия, Горшок Плавта, Эпиграммы Марциала. Кроме античных поэтов, Фет переводил также поэмы Гёте (Герман и Доротея), Фр.Шиллера (Семела), А.Мюссе (Дюпон и Дюран) и, разумеется, своего любимого Гейне. В 1890 появились два тома мемуаров Мои воспоминания; третий, Ранние годы моей жизни, был опубликован посмертно, в 1893. Итоговым для его творчества должно было стать издание, подготовленное им в год смерти, включавшее разделы стихотворений, поэм и переводов; стихотворения группировались по смешанному тематически-жанровому признаку. Отчасти его план был учтен в подготовленном Н.Н.Страховым и «К.Р.» (великим князем Константином Константиновичем) двухтомном собрании 1894 Лирические стихотворения А.Фета с биографическим очерком К.Р., отчасти в трехтомнике Полное собрание стихотворений А.А.Фета (1901), в полной же мере – во втором издании большой серии «Библиотеки поэта» (1959). Творчество Фета получило достойную оценку еще при жизни поэта в статье Соловьева О лирической поэзии (1890). Соловьев считал программными для Фета его собственные строки: «...крылатый слова звук /Хватает за душу и закрепляет вдруг /И темный бред души, и трав неясный запах». Сам же он считал, что в поразительном образно-ритмическом богатстве поэзии Фета «открывается общий смысл вселенной»: «с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь». Лирика Фета, романтическая по своим истокам («к упоению Байроном и Лермонтовым присоединилось страшное увлечение стихами Гейне», – писал Фет), явилась своеобразным преодолением романтического субъективизма, претворением его в поэтическую одушевленность, особого рода чуткость мировосприятия. Исследователь творчества Фета Б.Я.Бухштаб характеризует его пафос как «упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами» и считает его «как бы связующим звеном между поэзией Жуковского и Блока», при этом отмечая близость позднего Фета к тютчевской традиции. Умер Фет в Москве 21 ноября (3 декабря) 1892.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2231 раз
    Фет А.А.
    Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

    История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырна-дцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венча-ния родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

    Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

    Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал, в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штабротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли “Стихотворения” А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панае-вым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Тол-стым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

    В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с лю-бимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

    В 1856 году вышла новая книга поэта.

    Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.

    В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием ” Вечерние огни” - всего было четыре выпуска.

    В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2040 раз
    Фатьянов А.И.
    Фатьянов Алексей Иванович

    5 марта 1919 -13 сентября 1959

    Фатьянов Алексей Иванович родился в деревне Малое Петрино на Владимирщине. В конце двадцатых семья Фатьяновых перебирается в Подмосковье. Будущий "русской песни запевала" становится студийцем театральной школы им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии. Вскоре вводится в спектакли. А в 1938-1939 годах уже гастролирует с театром по стране. С 1940 года Фатьянов служит в ансамбле Орловского военного округа. В июне 1941 года при передислокации частей ансамбль оказывается в авиагарнизоне под Брянском. Здесь его и застала война. Фатьянова ежедневно выступает перед бойцами ему приходится писать злободневные, " с листа", сатирические частушки и сценки, поэмы и песни. В 1942-м рождается одна из самых "главных" и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи". Послевоенный Фатьянов уверенно занимает достойное место в русской советской песне. На его слова пишут мазыку композиторы Соловьев-Седой,.Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян, Жуковский, Бирюков... Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных (около 20) кинофильмов. "Русской песни запевала и ее мастеровой" - так охарактеризовал его собрат по поэтическому цеху Ярослав Смеляков.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2122 раз
    Фадеев А.А.
    Александр Александрович Фадеев родился в городе Кимры Тверской губернии в семье сельского учителя. Вырос на Дальнем Востоке у отчима, учился в коммерческом училище во Владивостоке. В 1918 г. вступил в партию большевиков, участвовал в гражданской войне. В 1921 г. поступил в Московскую горную академию, в 1923 г. опубликовал свой первый рассказ. В 1926-1932 гг. Фадеев входил в руководящий орган РАПП - Российской ассоциации пролетарских писателей; вплоть до смерти Сталина он был одним из виднейших “литературных чиновников": член президиумаправления СП СССР, секретарь СП, генеральный секретарь и председатель правления СП, член ЦК КПСС. Литературная известность пришла к Фадееву после публикации романа “Разгром” (1925-1926), во многом навеянному личным участием в гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны Фадеев был фронтовым корреспондентом газеты “Правда". В 1945 г. он опубликовал свое самое известное произведение - роман “Молодая гвардия", удостоенный Сталинской премии. (Любопытно, что два года спустя роман был раскритикован “занедостаточное освещение роли партии” и в 1951 г. переписан автором). Также перу Фадеева принадлежит роман “Последний из Удэге” (1929-56). В 1956 г. Александр Фадеев, которого на ХХ съезде КПСС назвали “властолюбивым генсеком". Александр Фадеев покончил жизнь самоубийством.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2338 раз
    Успенский Э.Н.
    Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961. Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в "Литературной газете", они звучали в радиопередаче "С добрым утром!". Получил широкую известность как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, - "Чебурашка и его друзья" (1970); "Наследство Бахрама" (1973); "Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)" выходит в 1994. Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Кроколил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий. Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка", ныне ведет передачу "В нашу гавань заходили корабли". Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве "Самовар" публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве. Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

    Дата публикации: 10.02.2008
    Прочитано: 2641 раз

    Всего 172 на 18 страницах по 10 на каждой странице
    [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 18 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 1
    ВсегоВсего: 1

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP