Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Блок А.А.

    Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, о
    Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Россию Блок, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "Вхожу я в темные храмы..." она одновременно и Прекрасная Дама, и Святая.
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд. —
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В то же время это еще и мечта, Вечная Жена, сон.
    О, я привык к этим ризам
    Величавой Вечной Жены!
    Высоко бегут по карнизам
    Улыбки, сказки и сны.
    У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ "светлой жены". Но в лирике поэта его возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы.
    Там прикинешься ты богомольной,
    Там старушкой прикинешься ты,
    Глас молитвенный, звон колокольный,
    За крестами — кресты да кресты...
    Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта.
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны
    Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Как новое пророчество о будущем, появляется у Блока новый образ Возлюбленной — России: "пьяная Русь", "разбойная краса", "роковая, родная страна".
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу...
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты...
    Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же "лес и поле, да плат узорный до бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и "дней свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты".

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1660 раз
    Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» (Восприятие, истолкование, оценка.
    А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окружающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», - писала ему Е. Караваева. М. Цветаева посвятила Блоку более двадцати стихотворений, называла его «сплошной совестью». В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке как личности.
    А. Блок всегда очень тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лирического дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы. Изменяется пейзаж: вместо горных высот и лучезарных горизонтов – болотная вязь или город с его страшными язвами. Если раньше для блока существовали лишь его личные переживания и его Небесная Дева, то теперь он видит рядом с собой людей, замученный нуждой, затерянных в лабиринте каменного города, задавленных беспросветностью и безысходностью нищеты и бесправия.
    Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает сочувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он пишет знаменитое стихотворение «На железной дороге».
    Когда читаешь это стихотворение, то сразу же вспоминаются некрасовские строки о невыносимо тяжелой судьбе русской женщины. Особенно близка тема и идея стихотворения «Тройка». Мне кажется, что сюжеты и даже композиционная организация этих произведений перекликаются. Александр Блок как бы подхватывает тему, глубоко и всесторонне исследованную Николаем Некрасовым более полувека назад, и показывает, что мало что изменилось в судьбе русской женщины. Она по-прежнему бесправна и угнетена, одинока и несчастлива. У нее нет будущего. Юность проходит, в «пустых мечтах изнемогая». В мечтах о достойной жизни, о верном и внимательном друге, о счастливой семье, о покое и достатке. Но женщине из народа не вырваться из железных лап нужды и непосильной работы.
    Сравним у Некрасова:
    И зачем ты бежишь торопливо
    За промчавшейся тройкой вослед?
    На тебя, подбоченясь красиво,
    Загляделся проезжий корнет.
    А вот у Блока:
    Лишь раз гусар, рукой небрежною
    Облокотясь на бархат алый,
    Скользнул по ней улыбкой нежною…
    Скользнул – и поезд вдаль умчало.
    Блоковское стихотворение более трагично: девушка бросилась под колеса паровоза, доведенная «тоской дорожной, железной» до отчаяния:
    Под насыпью, во рву некошеном,
    Лежит и смотрит, как живая,
    В цветном платке, на косы брошенном,
    Красивая и молодая…
    Самое страшное, что никто из окружающих не придал случившемуся особого значения. «Вагоны шли привычной линией», несчастную «обводили ровным взглядом» и, думаю, через несколько минут забывали об увиденном. Равнодушие, бессердечие поразили общество. Это общество больно, больно нравственно. Стихотворение буквально кричит об этом:
    Не подходите к ней с вопросами,
    Вам все равно, а ей – довольно:
    Любовью, грустью иль колесами
    Она раздавлена – все больно.
    Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произведение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто символом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омертвления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой строфы и уходит уже за рамки произведения.
    Пятистопный ямб чередуется с четырехстопным, создавая какой-то монотонно-заунывный ритм, постепенно переходящий в однообразный стук колес. Поезд в темноте превращается в страшное трехглазое чудовище (олицетворение). Поэт мастерски использует синекдоху: «молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели». По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ.
    Эпитеты соответствуют настроению автора («блеклые кусты», «привычная» линия, рука «небрежная»). Яркие метафоры поражают точностью и своеобразием («пустынные глаза вагонов», «железная» тоска). Блок рисует в этом стихотворении и обобщенный образ самодержавной России. Это жандарм, истуканом стоящий у жертвы, лежащей во рву.
    После создания стихотворения «На железной дороге» Блок все чаще пишет стихи, представляющие собой сюжетные сцены о судьбах людей, загубленных, замученных, задавленных обстоятельствами, суровой действительностью. Все углубляется в творчестве поэта разрыв между мечтой и действительностью, все более тесным кольцом окружает его унылая проза жизни. Поэта не покидает предчувствие надвигающейся катастрофы, ощущение неминуемой гибели старого мира. Одной из главных тем в лирике Блока делается тема возмездия – возмездия обществу, которое сковало, заморозило, поработило человека, которое бросало под колеса своего железного равнодушия юных, молодых, сильных людей. После стихотворения «На железной дороге» он напишет:
    Век девятнадцатый, железный,
    Воистину жестокий век!
    Тобою в мрак ночной беззвездный.
    Беспечный брошен человек!
    ****
    Двадцатый век…еще бездомней,
    Еще страшнее жизни мгла.
    (Еще чернее и огромней
    Тень Люциферова крыла) (Из поэмы «Возмездие»)

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2832 раз
    Стихотворение А. А. Блока "Русь". (Восприятие, истолкование, оценка)
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать —
    В Россию можно только верить.
    Так писал Ф.Тютчев. Огромная, запутанная и ясная, беззащитная и несокрушимая, языческая, христианская Русь. Всегда она вызывала восхищение и презрение, зависть и недоумение своих соседей. В какой стране еще встретишь столько противоречий, парадоксов?.. Необъемные пространства России были бы богатством для немца или японца, для русских же это еще один повод особенно не напрягаться — земли много, где-нибудь что-нибудь да вырастет.
    Александр Блок необычайно интересно построил свое стихотворение "Русь". Казалось бы, обычный прием - повторение четверостишия в начале и в конце произведения. Но Блок с помощью таких простых средств создал впечатление нереальности, сна или сказочного вымысла. Перед нами предстают колдуны, хороводы, дьявольские шабаши, заметенные снегом деревни и дороги. Они проносятся вихрем и вновь возвращаются к источнику, откуда и появились, — все это оказыва ется снами и думами поэта. В этом сказочном вихре автор успевает осветить все стороны темы. Здесь и история Руси, и даже частые пожары в деревнях переданы русскими живописными образами:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Тут же и сказочные ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Читаешь эти строки и сразу вспоминается "Весна Священная" И.Стравинского, и одноименная картина Н. Рериха, и, конечно, языческие образы в полотнах В.Васнецова.
    Умело Блок говорит о постоянных пеших переходах российских, когда в одних лаптях пешком до Москвы хаживали:
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены...
    И так же искусно — о своей принадлежности России, о слитности с ней:
    Так - я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Чаще — темная, подолгу — зимняя страна наша, казалось бы, и не создана для песен, потому что хмурая. Но отними у нее песню — потеряется вся суть. Песня Руси — это ее таланты. Поэты, ученые, композиторы, да и просто светлые головы — чистые люди, сумевшие, "на кладбище ночуя, подолгу песни распевать". Все у нас непонятно в России: что делать, кому верить, во что?.. Ясно всегда было только одно — душу свою надо пронести до конца чистой и незапятнанной.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1266 раз
    Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка
    Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью
    свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о
    возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к
    восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то
    теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, -
    незнакомкой, продажной женщиной.
    Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В
    ресторане .
    В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в
    ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты
    (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не
    радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки ,
    среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно
    кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с
    действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл
    жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее
    реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее
    туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ).
    Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.
    Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое
    берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот
    многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и
    ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром
    и злом.
    Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях:
    лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы
    с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных
    пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только
    снится мне? )
    Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.
    И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность
    и одновременно динамичность.
    Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане
    отражен )
    Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки,
    рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.
    Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был
    непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.
    Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути
    окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются
    черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и
    обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с
    сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный
    поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна
    чувству,. Развивающемуся долгое время.
    Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в
    Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:
    петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее
    отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит
    о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке .
    Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом
    говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей,
    незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на
    это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он
    красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от
    друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не
    ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на
    час.
    Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец,
    завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая
    и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет,
    загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит
    монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия
    звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск
    на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в
    желтом мире желтого города.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1885 раз
    Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете...» и
    Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.
    Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные реалии. Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины, ликование людей (“Пусть оркестр на трибуне гремит”) — и авиакатастрофа. Факт гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: “Остановится сердце — и винт”. Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но атмосфера стихотворения настраивает нас на самое мрачное: “в неуверенном зыбком полете”, “мертвые крылья”, “серые сферы”. Возможно, для Блока авиакатастрофа — это победа живого над неживым, доказательство невозможности существования “стальной, бесстрастной птицы”. Все, что не имеет души, тленно, недобро, бессмысленно. Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет его с бездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца у этого существа — винт (“пламенный мотор” — ?!), оно “без любви, без души, без лица”, а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть.
    Поэт четко проводит грань между миром и антимиром.
    Мир Блока

    Человек

    любовь, душа, лицо
    творец
    ощущение полета
    Жизнь
    Древнее вальс,
    музыка природа, бездна

    Антимир

    нечто
    “стальная, бесстрастная птица”
    бездушная машина зыбкость,
    неуверенность “мертвые крылья”
    новое, искусственно созданное
    рев мотора
    машина

    Блок не отрицает цивилизацию, но не может принять ее грубое вторжение в человеческое общество, в человека с его душой и страстями — в этом философская идея стихотворения.
    “Ночь” написана Б. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения. Мировой технический прогресс необратим — и летчик уже виден в другом ракурсе. Для А. Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать, приравнивать!) летчика и художника, поэта. А Б. Пастернак сознательно подчеркивает это: “Не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда”.
    Лирический герой А. Блока отстранен (и сознательно отстранен!) от описываемого. Пастернак же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного по сравнению с блоковским. Поэт смотрит с самолета на землю (“Под ним ночные бары, чужие города”), под землю (“В подвалах и котельных не спят истопники”), из-под чердака художника на небо — из космоса вниз и снизу на космос. У А. Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в небе. Разные уровни “смотрения” — разные степени видения.
    Нужно отметить, что отстраненность лирического героя А. Блока от действия придает его языку горьковатую надломленность, торжественность. У Б. Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое. И поэтому художник

    ...смотрит на планету,
    Как будто небосвод
    Относится к предмету
    Его ночных забот.

    Факт мироздания подается Б. Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности. Поэтому так легко взглянуть поэту из “неведомых вселенных”, “какой в афише объявлен новый фарс”.
    А. Блок четко противопоставляет “бесстрастную птицу” и все живое, а Б. Пастернак объединяет их, создавая из мира и антимира А. Блока Вселенную и Вечность — две категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и противопоставления. Б. Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии.

    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — вечности заложник
    У времени в плену.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1266 раз
    Социальные мотивы в лирике А. Блока
    Пускай зовут: забудь, поэт!
    Вернись в красивые уюты!
    Нет? Лучше сгинуть в стуже лютой!
    Уюта — нет. Покоя — нет.
    А. Блок.

    Поэтическое творчество А. Блока — одного из величайших поэтов в истории русской лирики — было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Даме, предстает несомненным индивидуалистом, далеким от жизни общества. Возвышенная любовь к идеальной деве не оставляет места для политических страстей. Но затем, сформировавшись как поэт, Блок открыл для себя мир внешний, мир “бурь и тревог” своего времени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.
    По словам самого Блока, чувства каждого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия, вплоть до ритма и размера его стихов, “внушены его временем”. Стихи самого, казалось бы, отвлеченно-символического характера часто обусловлены событиями злободневности.
    “Все ли спокойно в народе?” —так, в форме вопроса, звучит название одного из ранних стихотворений Блока. Народ неспокоен — он “власти не хочет”, он говорит “о новой свободе”. Неопределенность, неясность, условность поэтической ситуации отражают характерную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести к собственно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в творчестве поэта социальных мотивов. Впервые же они остро и четко представлены в стихотворении “Фабрика”. Картина фабричной жизни также обрисована в символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведения не оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и мира хозяев:

    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спины кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.

    Для стихотворения “Из газет” Блок взял подчеркнуто прозаическое название: перед нами — случай из жизни. И хотя автор ничего не говорит о причинах самоубийства героини, но очевидно, что это еще одна жертва “страшного мира”.
    “Поднимались из тьмы погребов” — стихотворение о пробуждении в народе недовольства, желания изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение потока:

    Пусть нас заменят новые люди.

    Гнева и презрения к обществу, которому чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение “Я вам поведал неземное”. Герой напрасно ищет в мире проявлений высокого духа:

    Я вижу: ваши девы слепы,
    У юношей безогнен взор.

    В 1905 году Блок пишет два стихотворения, в которых он в поэтической форме выражает идею свержения самодержавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой катастрофы усиливается с помощью повторов оборотов “еще” и “еще не”: “Еще прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль...”, и во втором стихотворении: “И голос черни многострунный еще не властен над Невой”.
    “Сытые” — образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие, предлагая иной, “естественный” выход:

    Пусть доживут свой век привычно —
    Нам жаль их сытость разрушать.
    Лишь чистым детям — неприлично
    Их старой скуке подражать.

    Чувство разочарования в революционном движении, горечь поражения определяют звучание последующих стихов Блока. Он горько замечает:

    Так. Буря этих лет прошла.
    Мужик поплелся бороздою.

    Но еще долго в поэзии его будут звучать призывы:

    Зй, встань и загорись и жги!
    Эй, подними свой верный молот...

    Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины и в жизни горожан передают общую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее лицо. В творчестве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он предстает как душа всего мира, его сущность. Город полон повседневной прозы, питающей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык литературы. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города. Его Петербург (“всемирный город”, как называет его сам автор) тоже в какой-то степени город-спрут, уродующий судьбы людей:

    Да и меня без всяких поводов
    Загнали на чердак.
    Никто моих не слушал доводов,
    И вышел мой табак.

    Отверженные его поэзии — обитатели подвалов и чердаков:

    Что на свете выше
    Светлых чердаков?
    Вижу трубы, крыши
    Дальних кабаков.

    Город — место, где гибнут люди, где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же время город — обитель “сытых”, нищих духом. Примечательно, что в стихотворении “Поэты” Блок выносит место действия за пределы города:

    За городом вырос пустынный квартал
    На почве болотной и зыбкой.
    Там жили поэты...

    Тем самым автор открыто противопоставляет два мира — мир обывателей и мир людей искусства:

    Ты будешь доволен собой и женой,
    Своей конституцией куцей,
    А вот у поэта — всемирный запой,
    И мало ему конституций!

    В 1917 году Блок пишет:

    Да. Так диктует вдохновенье,
    Моя свободная мечта.
    Все льнет туда, где униженъе,
    Где грязь, и мрак, и нищета.

    Поэт романтического склада, Блок провозглашает: “В эпохи бурь и тревог душа поэта также преисполняется бурей и тревогой”. И всем своим творчеством он стремился доказать это. Он остро чувствовал наступление катаклизмов в жизни страны. Всем телом, всем сердцем он вслушивался в гул эпохи. Его поэзия — результат этого процесса мировосприятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко царит нищета и несправедливость, злоба, насилие, рабство; где страданиями одних достигается сытость других. Общий пафос поэзии Блока можно определить как романтико-революционный — конечно, с символистским уклоном. И, хотя его произведения далеки от революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт всегда на стороне слабых и страдающих.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1235 раз
    Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге". А.А.Блок.
    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. /
    Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто и прямо, как редко кто до него, утверждал в поэзии свою литературную личность, свое "я". Он сам охарактеризовал все свои стихи как растянувшийся на много лет "дневник его жизни".
    Но великий лирический поэт, говоря о себе и о своем, всегда говорит за всех и об общем. Потому что истинный поэт — всегда "эхо мира, а не только нянька своей души", по крылатому выражению М.Горького. Поэзия Александра Блока потому и приобрела такое мощное и широкое звучание, что этот лирик, сумев почувствовать и воплотить в своем творчестве главное и решающее в жизни века — ту борьбу нового со старым, которая составила основное содержание исторического процесса, обрел право говорить уже не только от своего имени, но и от лица всего своего поколения, от лица тех, кого он назвал "детьми страшных лет России":
    Рожденные в года глухие
    Пути не помнят своего.
    Мы — дети страшных лет России —
    Забыть не в силах ничего.
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы —
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Время, история, буря века, бушевавшая вокруг Блока, — вот та среда, в которой рождалась его великая поэзия, и реальная русская жизнь предреволюционных лет всегда просвечивает сквозь ее сюжеты, символы и метафоры. Поэтому глубоко прав был Блок, когда однажды, выступая перед публикой со своими стихами, в ответ на просьбу прочесть "о России" он сказал: "Это всё — о России".
    Путь "среди революций", пройденный Александром Блоком, был отнюдь не легким и не гладким.
    Идут часы, и дни, и годы.
    Хочу стряхнуть какой-то сон,
    Взглянуть в лицо людей, природы,
    Рассеять сумерки времен, —
    писал Блок, и именно это составляло суть и пафос его напряженных идейных и художественных исканий. Сумерки того времени, когда он жил и писал, порой, бесспорно, затемняли его зрение. Но вместе с тем сама жизнь властно переучивала поэта, вела его за собой и помогала ему стряхнуть с себя тяготившие его "сны".
    В юношеской лирике Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике "робко и темно", зыбко и туманно, подчас неуловимо, только "намек" весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то "клики"... И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижное чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "величавой Вечной Жены", "Девы-Зари — Купины", в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни.
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую
    Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо. .
    И молча жду, — тоскуя и любя...
    Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад...
    Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствовал неясную тревогу, ловил ее "знаки", уже и тогда замечал, что вокруг него ширится и растет "буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихотворение "Гамаюн — птица вещая"), но еще страшился этой бури и пытался укрыться от нее в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны".
    Но наиболее существенно, что в интимный лирический мир Блока с каждым годом все более настойчиво врывались впечатления социальной действительности. Мирные деревенские пейзажи, на фоне которых развертывался мистический роман поэта с его Прекрасной Дамой, вытеснялись резко очерченными, часто фантасмагорическими картинами большого города (точнее сказать — Петербурга). И вот что особенно знаменательно: как только поэт стал внимательнее, пристальнее вглядываться в окружавшую его реальную жизнь, ему открылись ее чудовищные контрасты и непримиримые противоречия — голод голодных и сытость сытых, и в нем громко заговорила совесть.
    Стихотворение "Фабрика", написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути молодого Блока. В образе кого-то "неподвижного" и "черного" поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме, попытался выразить свое, тогда еще смутное, представление о "правопорядке", обрекающем человека на "томления рабьих трудов".
    Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долгое время пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
    На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:
    Мы встретились с тобою в храме
    И жили в радостном саду,
    Но вот зловонными дворами
    Пошли к проклятью и труду.
    Мы миновали все ворота
    И в каждом видели окне,
    Как тяжело лежит работа
    На каждой согнутой спине...
    Внимание Блока все больше привлекают "новые люди", поднимающиеся на арену истории "из тьмы погребов", — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, "отважной красоты" и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:
    Я вижу: ваши девы слепы,
    У юношей безогнен взор.
    Назад! Во мглу! В глухие склепы!
    Вам нужен бич, а не топор!
    Блок не щадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет "убить" —
    Отомстить малодушным, кто жил без огня,
    Кто так унижал мой народ и меня!
    Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
    Кто долго не верил огню моему,
    Кто хочет за деньги лишить меня дня,
    Собачью покорность купить у меня...

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 2164 раз
    Своеобразие любовной лирики А. А. Блока
    Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок...
    М. Рыльекий
    Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.
    Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)
    "Стихи о Прекрасной Даме" — это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церковная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.
    Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" — это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:
    Будет день — и свершится великое,
    Чую в будущем подвиг души.
    Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий.
    В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности". Изображая неприглядные стороны современного города, Блок создает образы на пересечении двух планов -— реального и фантастического. Ярким выражением таких взглядов является баллада "Незнакомка", написанная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской "жизненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармоничном мире выступает прекрасная женщина — таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне...
    ..Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука...
    Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки. Она окружена чем-то загадочным и. непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства, пробуждают воспоминания.
    Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы сомнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О, весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томления рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".
    Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снится.." ("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жажда творчества, несмотря на жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные.
    Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Унижение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека...").
    Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение "В ресторане":
    ...Но была ты со мной всем презрением юным,
    Чуть заметным дрожаньем руки...
    Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
    Ты прошла, словно сон мой, легка...
    И дохнули духи, задремали ресницы,
    Зашептались тревожно шелка.
    Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.
    К. Паустовский писал: "Стихи Блока о любви — это колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке", "В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и искушенные, и неискушенные сердца".

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1282 раз
    Россия в творчестве А.А.Блока
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои.
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви.
    А. Блок
    Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в то, что придет "новый век" и наступит настоящая, человечески простая жизнь. "Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна".
    Источником этой спасительной веры была для Блока Россия. Обращение поэта к теме родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение "Осенняя воля", в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока.
    Приюти ты в далях необъятных.
    Как и жить и плакать без тебя! —
    восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой, и слова его так же трепетны, как "слезы первые любви".
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли "в красе заплаканной и древней" слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки, серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, заводы и города из рабочих лачуг, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы... Такова блоковская Россия.
    Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы подруги, возлюбленной, невесты, "светлой жены", — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически "необычайную" и "таинственную" Русь — "нищую", "дремучую" и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными "преданьями старины", то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о "живой, могучей и юной России", накапливающей революционную грозу.
    Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл "На поле Куликовом" — одно из наивысших лирических достижений Блока. В "непробудной тишине", в которую, казалось, погрузила Россию эпоха реакции, поэт ясно слышит глухой подземный гул грядущих событий и предрекает родине "высокие и мятежные дни".
    Россия Блока — надежда и утешение. Ее лик "светел навсегда", она хранит "первоначальную чистоту" души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с ней "и невозможное возможно", она ведет на "вечный бой" и указывает путь вперед, в будущее. Не потому ли столь важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив "долгого пути", лежащего перед родиной: "О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!.. И нет конца!.." Облюбованный Блоком динамический образ родины, устремленной "в даль веков", по внутреннему своему смыслу близок той необгонимой "птице-тройке", которой в свое время Россия представилась Гоголю.
    "Россия — буря", — говорил Блок, и это свое ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в патриотической лирике — не только в ее содержании и идеях, но и в самой ее художественной, образной ткани. Через все блоковские стихи о России проходит один ряд образов и метафор, воплощающих представление о безудержном и безостановочном вихревом движении: ветер, вьюга, снежная метель, бегущие по небу тучи...
    В годы нового революционного подъема Россия обернулась Блоку "новым ликом":
    На пустынном просторе, на диком
    Ты все та, что была, и не та,
    Новым ты обернулась мне ликом,
    И другая волнует мечта-Черный уголь — подземный мессия,
    Черный уголь — здесь царь и жених,
    Но не страшен, невеста, Россия,
    Голос каменных песен твоих!
    Уголь стонет, и соль забелелась,
    И железная воет руда...
    То над степью пустой загорелась
    Мне Америки новой звезда!
    В этих стихах — отражение сильно увлекавших Блока мыслей о промышленном развитии России. "Будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств..." — утверждал он за два года до Октябрьской революции. И он представлял себе это буду шее как "великое возрождение под знаком мужественности и воли", как "сдвиг всех сил", как торжество "Великой Демократии", в условиях которой русскому человеку будет обеспечено свободное, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических и духовных сил.
    Стихи Блока о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что родине его предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1345 раз
    Россия в лирике Блока и Есенина
    Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой". Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви.

    Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля", где, обращаясь к Родинематери, поэт писал: "Приюти ты в далях необъятных. Как жить и плакать без тебя?" Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что "в России плохо". Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа: Родной простор печален. Изнемогаю па кресте. И челн твой будет ли причален К моей распятой высоте?

    Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает

    движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие

    надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко

    выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной,

    ведущей мыслью этого цикла являются слова: "И вечный бой! Покой

    нам только снится! Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль".

    Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Блок создает неповторимый образ России - образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал: О,Нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

    Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее.

    В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины. Отдавая отчет своему яркому, самобытному таланту, Сергей Есенин писал: Мое село лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского, скандального пиита.

    Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: "Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Есенин - поэт сложной судьбы. В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:

    Я человек не новый. Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю другою.

    В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:

    Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дpужeн? Моя поэзия здесь больше нe нужнa, И сам я здесь ни капельки не нужен.

    Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".

    Дата публикации: 12.02.2008
    Прочитано: 1393 раз

    Всего 162 на 17 страницах по 10 на каждой странице
    [<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ... | 17 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 3
    ВсегоВсего: 3

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP