Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Бунин И.А.

    Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина «Цифры»)
    Иван Алексеевич Бунин, замечательный русский писатель, всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался он в жизнь человека, и переплетение светлых и темных сторон этой жизни (в любых проявлениях) — постоянная тема бунинской прозы. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них — взаимоотношения детей и взрослых.

    Рассказ «Цифры» проникнут лиризмом и строится как обращение к близкому человеку. Дядя вспоминает об одном дне, когда между ним и племянником произошла ссора. В этом конфликте между взрослым и ребенком, на мой взгляд, нет однозначно правых и виноватых.

    Как часто взрослых раздражает неуемная энергия ребенка. Когда что-нибудь увлекает малыша, он не знает удержу и часто с раннего утра до поздней ночи не дает никому покоя своим криком и беготней. Но нет ничего трогательней и прекрасней, чем проявление нежных чувств ребенка.

    В тот день, о котором идет речь, мальчик проснулся с новой мечтой, которая захватила всю его душу. Для него только-только открылись «еще неизведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры». И как это часто бывает в детстве, он хотел все это «сразу в один день, как можно скорее». Дядя по каким-то своим «взрослым» причинам не мог или не хотел выполнить свое обещание сию минуту. И постарался найти причину, почему бы этого не делать. Сердце подсказывало дяде, что он совершает в эту минуту «великий грех» — лишает ребенка счастья, радости, но на помощь ему пришло «взрослое» правило: «Вредно, не полагается баловать детей». И он твердо отрезал: «Завтра». Но как мучительно для ребенка ожидание этого «завтра», кажется, что это «завтра» никогда не наступит. Дети не умеют притворяться и лукавить, кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: «радость, смешанная с нетерпением», все больше и больше овладевает им. Он «бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей... сердце радостной надежды...» Ему казалось, что «жизнь со всего размаха ударила» его «тупым ножом обиды», и он «закатился бешеным криком боли, призывом на помощь». «Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни»: взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь «дурные» наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться.

    Мальчик не унимался. И терпение взрослых, а оно не всегда бывает бесконечным, закончилось. Они устали делать над собой усилия, разыгрывать роль спокойных и рассудительных, они больше не могли скрыть своего раздражения. А дядя даже отшлепал расшалившегося ребенка и вытолкал из комнаты.

    Беда в том, что взрослые очень часто забывают, что они тоже были детьми, что в детстве многие вещи воспринимаются по-другому. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. «Перестрадав свое горе», сердце ребенка возвращается к заветной мечте «с новой страстью», и он забывает и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение ненавидеть.

    Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может навсегда запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Как замечательно, что дядя осознал свою ошибку, устыдился своего внезапного приступа злобы и выполнил обещание. И детское сердце оттаяло — оно отходчиво, оно способно прощать. И вот уже радостью сияют глаза, и ребенок снова способен любить и быть нежным. А взрослый человек, в свою очередь, умилен и растроган такой отзывчивостью и уже наслаждается радостью ребенка, радуется вместе с ним.

    Как замечательно, что взрослые еще не разучились понимать детскую душу. Годы заставляют взглянуть на печали и радости детства по-новому, осознать свою вину перед детьми. Автор напоминает и взрослым и детям, как важно сохранять естественность, искренность, гармонию в отношениях, уметь просить прощения и прощать.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1789 раз

    Дополнительно на данную тему
    Антоновские яблоки.Антоновские яблоки.
    Антоновские яблоки.Антоновские яблоки.
    Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки»Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки»
    "И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою..."
    Поэтическое восприятие родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»Поэтическое восприятие родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
    Сюжетно-композпцпонное своеобразие одного из произведений русской литературы XX Сюжетно-композпцпонное своеобразие одного из произведений русской литературы XX
    Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
    Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    "Душа душна"
    Франциско - Франциско - "Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей)

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 1
    ВсегоВсего: 1

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP