Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Биографии

    Распутин B.
    Распутин Валентин Григорьевич

    (род. в 1937 году) - прозаик.
    Детство писателя прошло в деревушке Аталанке на берегу Ангары. В 1959 году он закончил историко-филологическии факультет Иркутского университета. После окончания университета недолго работает на телевидении, затем переезжает в Красноярск. В качестве разъездного корреспондента обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены.
    Печататься начал в 1951 году. Автор книг очерков и рассказов "Край возле самого неба" (1966) и "Костровые новых городов" (1966), рассказов "Я забыл спросить у Лешки" (1961), "Человек с того света" (1965), "Продается медвежья шкура" (1966), "Василий и Василиса" (1967) и др.
    Начав с таежной романтики, с поэтизации сильных характеров в их таинственном единении с природой, в борьбе с ней, Распутин перешел к произведениям, в которых преобладает внимание к духовному миру человека.
    Окрепшую индивидуальность автора критика отметила в повести "Деньги для Марии" (1967), где писатель, сталкивая бескорыстие и душевную черствость, самоотверженность и эгоизм, при всей трезвости и неприкрашенности изображения людей и событии, утверждает победу светлого жизненного начала.
    Стремление к новым, неизведанным горизонтам народознания связано с повестью Распутина "Последний срок" (1970). Это произведение о последних днях жизни старухи Анны и о поведении ее взрослых детей, "преждевременно" съехавшихся в родительский дом. Поражает будничное величие жизнеощущения старой крестьянки.
    Сыновья Михаил и Илья запаслись водкой для поминок, но не выдержали и крепко выпили. Дочери Люся и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Но Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Миронихой, научила дочь Варвару, как ей следует "обвыть", оплакать мать по обычаю. Но странной и загадочной тревоги полно последнее, не исполненное ожидание старухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему так произошло - неизвестно. Это остается загадкой повести.
    Повесть "Живи и помни" (1975) тоже не лишена своих тайн и загадок. В центре произведения прекрасный характер деревенской женщины Настены. Она укрыла бежавшего после пребывания в госпитале мужа Андрея, приняла его дезертирство на себя. В это тяжелое время в позорной тайне для нее, так жаждавшей и до войны материнства, она ощутила в себе биение новой жизни. Настена не может найти разумного, логичного решения, и она бросается в Ангару, искупая вину Андрея, вину жестокого времени. Неотвратимость этого последнего довода Настены, это ее страшное "оправдание" перед миром, крик о своей чистоте и благородстве остаются надолго в сердце и душе читателя.
    Повести "Прощание с Матерой" (1976) и "Пожар" (1989) взаимосвязаны. В "Прощании с Матерой", этой крестьянской Атлантидой, уходящей на дно рукотворного моря, Распутин говорит о святости уходящих патриархальных миров. Гармонический мир острова Матера стал как бы самым святым местом на земле. На острове уцелел царственный листвень, его обитательницы - старухи-праведницы - привечают не узнаваемого нигде Богодула, странника, юродивого, "божьего человека". Героини повести, прежде всего Дарья, живут в "особом времени-пространстве" - времени прощания, тревоги, начертания пророческих заветов. По ночам остров обходит "хозяин" - вымышленное существо, добрый дух земли. Остров Матера окружен жестоким, агрессивным миром, от воздействия которого он как бы и погружается на дно.
    Распутин обладает способностью писать о катастрофических событиях мягко, доверительно, но с щемящей болью. Финал "Пожара" производит именно такое впечатление; "Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка и, как ему казалось, из себя. Пахло смолью, но не человек в нем чуял этот запах, а что-то иное, что-то слившееся воедино со смоляным духом; стучал дятел на сухой лесине, но не дятел это стучал, а благодарно и торопливо отзывалось чему-то сердце. Издали - далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудший человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда.
    Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля".
    В повести все освещено с жизненных позиций главного героя Ивана Петровича Егорова Пожар, случившийся в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символический смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка Взаимопроникновением различных начал отмечено повествование. Обратимся к трагическим страницам "Пожара". Сгорели склады. Окровавлены, изранены те, кто все-таки сумел спасти поселок от огня. Убит самоотверженный Хампо "Горечь, боль, угар" - в каждой детали картины, оставленной страшной ночью. А утро приносит яркий спасительный свет: "Весна отыскала и эту землю - и просыпалась земля... Разогреется солнышко - и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек.
    Никакая земля не бывает безродной".
    Весна "собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу", а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Выход к экологическим причинам очевиден. Тем не менее они не главенствуют в "Пожаре".
    Земля определяет и судьбы человеческие: "ей решать, ей, вынашивающей правых и виноватых, своих и чужих, собственным поставом судить, что потом из кого выйдет".
    Герой повести - скромный сельский житель. Он не обладает выдающимися способностями Егоров так и не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его "и долгих, и обрывистых раздумий", цельность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни.
    Четыре силы помогают человеку: "дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом". Егоров понимает эту истину на своем опыте.
    "Сегодня любой серьезный разговор... сводится к трем главным вопросам: первый - это шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: что делать и кто виноват?" Так верно определил Распутин современные искания, их притяжение к проблемам, поднятым еще русской классической литературой. И в своих произведениях писатель пытается найти ответ на эти вопросы. В слиянии конкретно-бытовых и философски-нравственных обобщений заключено самое смелое достижение Распутина-писателя.


    Источник: "Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997 г.

    ********************************************************************************************

    Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик.
    Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

    Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

    В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

    Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".

    В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

    Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

    В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".

    Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

    В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.

    Дата публикации: 10.02.2008
    Прочитано: 1830 раз

    Дополнительно на данную тему
    Айтматов Ч.Айтматов Ч.
    С.Т. АксаковС.Т. Аксаков
    Андреев Л.Андреев Л.
    Анненский И.Ф.Анненский И.Ф.
    Астафьев В.П. - 1Астафьев В.П. - 1
    Астафьев В.П. - 2Астафьев В.П. - 2
    Ахматова А.Ахматова А.
    Ахматова А.А.Ахматова А.А.
    Багрицкий Э.Багрицкий Э.
    Бажов П.П.Бажов П.П.

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP