Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Биографии

    Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 - 28.01.1881)
    Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1821 г. в Москве. Отец его происходил из древнего рода Ртищевых. К началу XIX века род обеднел, дед писателя был уже скромным сельским священником, а отец, Михаил Андреевич, закончил в Москве Медико-хирургическую академию. В 1812 г. во время нашествия Наполеона он начал службу в военных госпиталях, затем определился лекарем в Мариинскую больницу для бедных, в правом флигиле которой, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился будущий писатель.

    Няня Арина Архиповна часто рассказывали детям русские народные сказки, затем мать мальчика, Мария Федоровна, дочь московского купца, стала читать им Жуковского, Пушкина, позднее – Гомера, Сервантеса, Гюго. Отец был человеком суровым, вечно занятым, но находил время для занятий с детьми. Самостоятельно добившись всего в жизни (в 1827 г. за отличную службу он был пожалован орденом Святой Анны 3-й степени, а через год – чином коллежского асессора, дававшем право на потомственное дворянство), он готовил детей к трудной и трудовой жизни. Он устраивал по вечерам чтение «Истории государства Российского» Карамзина, следил за успехами детей в учебе, брал для них уроки языков, стремился подготовить детей к поступлению в высшие учебные заведения.

    В 1837 г. умерла Мария Федоровна. После окончания пансиона в этом же году отец отправил двух старших братьев – Михаила и Федора - в Петербург, для поступления в Военно-инженерное училище. Главное инженерное училище было одним из лучших учебных заведений России, оттуда вышло немало замечательных людей: будущие известные писатель Д. Григорович, физиолог И. Сеченов, герой Шипки Ф. Радецкий. Наряду со специальными здесь преподавались и гуманитарные науки: российская словесность, история, гражданская архитектура и рисование. В училище Достоевский держался особняком, стесняясь своей бедности, много читал в одиночестве. Но постепенно он добился уважения и соучеников, и преподавателей своим незаурядным умом, начитанностью и выдающимися способностями. В 1839 г. на Достоевского обрушился еще один удар: скоропостижно, от апоплексическогог удара скончался его отец. Это так потрясло юношу, что с ним случился первый припадок эпилепсии, которые будут случаться у него впоследствие всю жизнь.

    В 1843 г. Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но уже через год оставил службу, решив посвятить себя литературе. Незадолго до этого, в 1844 г., в печати появился первый литературный опыт Достоевского — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде».

    В мае 1845 г. Достоевский закончил свой первый оригинальный роман в письмах - «Бедные люди», в котором повествование ведется от имени мелкого чиновника Макара Девушкина и его любимой девушки Вареньки Доброселовой и сам «маленький человек» судит себя и окружающую действительность. В начале 1846 г. «Бедные люди» появились в печати и привлекли к себе, так же как и почти одновременно печатавшаяся повесть «Двойник», всеобщее внимание читателей и критики. «Бедные люди», высоко оцененные В. Белинским, а вслед за ним А. Герценом и Н. Чернышевским, ввели Достоевского в круг писателей «натуральной школы» 40-х гг., группировавшихся вокруг Белинского. Этот роман был воспринят передовой русской критикой как произведение, этапное для всего демократического, социально-критического направления русской литературы.

    Уже в этих первых произведениях Достоевского ярко проявилось горячее сочувствие обездоленным, проникновение в «глубины души человеческой», чуткость к трагическим сторонам жизни, характерная для всех позднейших его произведений. Достоевского интересуют сложные с бытовой и психологической точки зрения характеры, персонажи, обладающие более развитым сознанием, внутренне неуспокоенные и неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие ответа на вопросы своей личной и всей общественной жизни. Вслед за Гоголем - автором «Петербургских повестей» - Достоевский концентрирует внимание на социально-психологических противоречиях и контрастах жизни большого города. Достоевский соединил в своих повестях и романах скупые и точные картины повседневной, «прозаической», будничной действительности с таким глубоким ощущением ее социального трагизма, такой философской масштабностью образов и силой проникновения в «глубины души человеческой», какие редко встречаются в мировой литературе.

    Главные герои романа «Бедные люди» - Макар и Варвара - ведут двойную жизнь. Униженные во внешнем существовании, глубоко страдающие от нищеты и от трагического «неблагообразия» окружающей жизни, они обретают богатство и полноту жизни в переписке, которая раскрывает перед читателем неведомые окружающему, враждебному миру сокровища их души и сердца. Девушкин не только забитый жизнью бедняк. Он своеобразный поэт, мечтатель, глубокий и чуткий наблюдатель окружающего мира. Во время странствований по городу, о которых он рассказывает в своих письмах, перед его взором возникает широкая панорама Петербурга, его богатства и бедности, великолепия и нищеты. Случайные встречи с нищим мальчиком, шарманщиком, ростовщиком, разговор с департаментским сторожем всякий раз дают толчок непрерывно совершающейся в нем работе ума и сердца. Каждый поворот в судьбе героя пробуждает в нем новые вопросы, выводит наружу накопившиеся недоумения, вызванные ненормальностью и несправедливостью не только его личного бытия, но и всего склада существующих общественных отношений, основанных на неравенстве людей, их черствости и эгоистическом равнодушии друг к другу. Достоевский показал каждодневное оскорбление личного человеческого достоинства в условиях дворянско-крепостнического общества. Мысль о том, что самое страшное унижение для человека — пренебрежение личностью последнего, заставляющее его чувствовать себя ничтожной, затертой грязными ногами «ветошкой», выражена с огромной силой в повестях молодого Достоевского.

    Но едкое, жгучее чувство унижения, испытанное человеком с ущемленным чувством личности, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и склонность к шутовству, властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда казалось бы внешне мирный, незлобивый «маленький» человек может превратиться в тирана и деспота. Мотивы эгоистической замкнутости души и сердца «бедных людей», их взаимной «непроницаемости» друг для друга, возможности сложного сочетания в одном и том же - в том числе страдающем и униженном - человеке великодушия и болезненной «амбиции», добра и зла содержатся в зародыше уже в «Бедных людях». Дальнейшее развитие темы эти получают в повестях «Двойник» и «Господин Прохарчин» (1846).

    Другой социально-психологический тип, тип «мечтателя», проходит через ряд повестей молодого Достоевского. Жизнь современной ему переходной эпохи, и в особенности жизнь большого города, неизбежно порождает, по Достоевскому, этот тип. Скудость окружающей жизни, не удовлетворяющая внутренним стремлениям мыслящего человека, заставляет «мечтателя» с головой уйти в созданный воображением фантастический мир, создать поглощающую его «идею». Эта «теоретическая» жизнь - одновременно и наслаждение и проклятие для «мечтателя». За его горделивым романтическим упоением свободным полетом своей раскованной мысли, не знающей преград, стоит мучительно переживаемое ощущение оторванности от мира и людей, желание слиться с ними, обрести не «мечтательную», но подлинную, «живую» жизнь. И этот воображаемый мир неизбежно рушится при столкновении с реальной жизнью. Фигуры «петербургских мечтателей» - молодого человека и девушки из городской, разночинной среды - стоят в центре «Белых ночей» (1848 г.) и «Неточки Незвановой» (1849 г.). Рассказ о поисках и трагических метаниях героев перерастает здесь в своеобразную лирическую исповедь, обогащенную светлыми и задушевными пушкинскими мотивами, исповедь, где раскрыт сложный процесс воспитания чувств и звучит тончайшая музыка души главных героев.

    В 1847 г. писатель сблизился с М. Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать собрания его социалистического кружка, а с начала 1849 г. он стал участником двух других социалистических кружков, организованных петрашевцами Н. Спешневым и С. Дуровым, и вместе с другими членами кружка участвовал в попытке организации тайной типографии для печатания противоправительственной литературы и прокламаций. 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован вместе с еще 37-ю «петрашевцами», заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости и после семимесячного следствия приговорен к расстрелу, который был заменён по «милости» царя каторжной работой в крепостях с последующей службой в армии рядовым.

    Посылая на каторгу «петрашевцев», Николай I не соединил их, как декабристов, в одном остроге, а разбросал по различным каторгам и арестантским ротам. В Омском остроге, где содержался Достоевский, при небольшом числе политических заключенных главную массу обитателей составляла разношерстная по своему составу народная масса: грабители, убийцы, воры и насильники – в основном солдаты, крестьяне, представители угнетенных царизмом национальностей. Писатель впервые, не считая пребывания в детские годы в деревне, широко столкнулся здесь с людьми из народа. Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского - художника и мыслителя - громадное значение.

    В остроге, где писатель провел четыре года на каторжных работах чернорабочим, не тяжесть работ мучила его больше всего. Петербургские планы переустройства общества предстали далекими от реальности при столкновении с простыми людьми. Писатель болезненно переживал крушение своих юношеских социальных иллюзий («теорий и утопий», по собственному его определению), остро сознавая трагическую разобщенность в России верхов и низов, интеллигенции и народа. Бездна между духовными основами «интеллигентского» и «народного» миросозерцания казалась огромной. Чувство этой разобщенности, о чем Достоевский позднее рассказал в своем романе «Записки из Мертвого дома», он постоянно мучительно ощущал в остроге: даже в условиях каторги он и его товарищи - выходцы из дворянской среды - оставались в глазах людей из народа представителями ненавистного им помещичьего класса. И в то же время Достоевского поражало присутствие в народе своей, особой силы и правды. Постепенно он узнал близко русский народ и увидел главный источник его нравственной силы – в вере в бога. Народ не «чистая доска», на которой интеллигенция имеет право писать свои письмена,— к такому выводу приходит он. Народ не объект, а субъект истории. Он обладает своим слагавшимся веками мировоззрением, своим - выстраданным им - взглядом на вещи. Без чуткого, внимательного отношения к ним, без опоры на историческое и нравственное самосознание народа невозможно сколько-нибудь глубокое преобразование жизни.

    С 1854 г. Достоевский начал солдатскую службу в Семипалатинске и лишь после смерти Николая I, по ходатайству героя Севастопольской обороны Э. Тотлебена, его однокашника по училищу, его произвели в офицеры. Первые произведения Достоевского после каторги, написанные им в Семипалатинске, - повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859 г.) - примыкают к форме «провинциальной хроники», распространенного жанра русской литературы второй половины 1850-х гг. Но Достоевский остается и здесь глубоко оригинален: насыщенная комическими красками провинциальная хроника под его пером перерастает в трагедию. Он использует метод изображения человека, демонстрирующий, что каждая однозначная оценка его относительна, так как он заключает в себе единство множества противоречивых свойств. Имеющий на первый взгляд водевильный характер, «Дядюшкин сон» постепенно получает новую глубину, а готовая уже сложиться у читателя оценка героев неожиданно тут же опровергается. «Положительные» и «отрицательные» персонажи меняются местами. А в «Селе Степанчиково» за нелепыми и вздорными на первый взгляд выдумками и капризами приживальщика Фомы Опискина - озлобленного и невежественного «русского Тартюфа», ханжи и пустослова - неожиданно обнаруживается огромная, приобретенная и развитая годами психологическая наблюдательность, тончайшее знание людей и обстоятельств, блестящее владение сознательно надетой на себя маской.

    В 1859 г. Достоевскому разрешили вернуться в Европейскую Россию. Летом он переезжает с женой в Тверь, а в самом конце года - в Петербург. Размышления над причинами трагедии, пережитой им и другими «петрашевцами», а также над поражением революции 1848 г. на Западе, с одной стороны, глубокое приобщение в Сибири к жизни и духовному миру простого русского человека – с другой, привели к сложному перелому в духовном развитии писателя, который начался в годы каторги и окончательно определился в 1860—1864 гг. С переездом в Петербург происходит как бы второе его писательское рождение. С начала 1860-х гг. одно за другим выходят произведения, которые снискали Достоевскому славу одного из гениев русской и мировой литературы, - «Записки из Мертвого дома» (1860 – 1862гг.), романы «Униженные и оскорбленные» (1861 г.), «Преступление и наказание» (1866 г.), «Игрок» (1866 г.), «Идиот» (1867 г.), «Бесы» (1871–1872 гг.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1879 – 1880 гг.), повесть «Записки из подполья» (1864 г.), рассказ «Кроткая» (1876 г.) и др.

    После возвращения в Петербург начинается также журналистская деятельность Достоевского: в 1861 г. он основывает вместе со своим старшим братом Михаилом журнал «Время», а после его запрещения - новый журнал «Эпоха», в 1864 г. В 1862 - 1863 гг. Достоевский путешествовал по Германии, Швейцарии и северной Италии, побывал в Париже, Лондоне. Эти путешествия укрепили его в мыслях о том, что, опираясь лишь на силы своего разума, человечество движется к катастрофическому концу. Достоевский считал, что только христианство стремится к братству через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни, вопреки влиянию среды. Поэтому русская интеллигенция должна вернуться к народу. И он вместе с братом разработал общественно-политическую программу, которой дали имя «почвенничества»: центральный пункт ее - ожидание «нового слова» русской истории от народа, призванного реформой 1861 г. к активному участию в общественной жизни. Освободительные стремления высших классов и разночинной интеллигенции, «оторванной от народа», вызывают растущее недоверие Достоевского; задачу образованных слоев он видит, с одной стороны, в просвещении народа, а с другой - в нравственном сближении с «почвой» - восприятии ими основ исконного мировоззрения народа, выработанного и стойко сохраненного, несмотря на века крепостнического и чиновничьего гнета. Краеугольным камнем для писателя является чувство органической связи всех людей между собой, из которого вытекает братское сочувствие каждого человека другому, готовность прийти ему на помощь без насилия над собой и умаления собственной свободы. Это народное мировоззрение Достоевский позднее определяет как основу «социализма народа русского», отстаивая, в противоположность революционным демократам 60-х гг., возможность для России после реформы мирного, не революционного пути развития. Великий русский писатель пытался нащупать в реальной истории страны такие факторы и силы, которые обеспечили бы для России возможность развития по отличному от Запада иному, антибуржуазному пути. При этом он восхищался теми специфическими чертами быта, культуры, нравов, жизненного уклада различных слоев населения своей родины, которые ставили их в нравственном отношении выше высокоразвитой, «цивилизованной» буржуазной Европы.

    Первый роман Достоевского, написанный после возвращения в Петербург, «Униженные и оскорбленные» (1861 г.), носит переходный характер. Но уже здесь намечаются характерные черты стиля зрелого Достоевского. Рисуя историю двух семей, разоренных аристократом князем Валковским, автор с первых страниц придает действию лихорадочный, напряженный ритм, насыщая его яркими контрастами света и тени. Смело соединяет он не лишенную налета мелодраматизма традиционную схему европейского «романа-фельетона» из жизни большого города с глубокой поэзией чувства и философской масштабностью образов.

    Появление «Записок из Мертвого дома» (1860 – 1862 гг.) было воспринято современниками как историческое событие. Героем - рассказчиком «Записок» автор по цензурным соображениям сделал Александра Петровича Горянчикова, осужденного на каторгу за убийство жены. Но уже современники восприняли образ героя «Записок» как автобиографический: автор рассказывал о судьбе не уголовного, а политического преступника. В то же время «Записки» - не просто автобиография, мемуары или серия документальных зарисовок, это выдающаяся по значению и уникальная по жанру книга, где из документально точного рассказа творческим воображением автора, сочетающего в себе гениального художника, психолога и публициста, извлечен обобщающий смысл пережитого, подведены итоги духовного опыта, вынесенного им из острога, подвергнута страстному обличению царская каторга и отражена его горячая любовь к народной России.

    Одна из важнейших сквозных идей «Записок» - идея народной России, ее громадных исторических и нравственных потенций. Достоевский представляет яркую и пеструю галерею человеческих характеров - сильных, но искалеченных людей, из которых в других социально-исторических условиях могли бы выйти смелые и талантливые народные вожаки вроде Пугачева, способные увлечь за собой массы. Все это в большинстве своем носители не худших, а лучших народных сил, бесплодно растраченных и погубленных из-за дурного и несправедливого устройства жизни. Впервые в «Записках» Достоевский остро полемически заявил принципиальное для него значение проблемы среды. Как все писатели-реалисты XIX века, Достоевский признает громадное значение социальных и культурно-исторических условий места и времени, всей нравственной и психологической атмосферы внешнего мира, определяющих характер человека, его сокровенные мысли и поступки. Но горячо и убежденно он восстает против представления о «среде» как об инстанции, апелляция к которой позволяет оправдать поведение человека ее фатальным влиянием, сняв тем самым с него нравственную ответственность за его мысли и поступки. Какова бы ни была среда, последней инстанцией, определяющей решение человеком основных вопросов его бытия, остаются, по Достоевскому, сам человек, его нравственное «я», полуинстинктивно присущее каждой личности. Влияние среды не освобождает человека от нравственной ответственности перед другими людьми. Другая трагическая проблема, остро поставленная в «Записках» и продолжавшая занимать мысли писателя до конца жизни, - проблема, которую, если воспользоваться языком позднейшей художественной литературы и философии, можно назвать проблемой «сверхчеловека». Достоевский выразил мысль о страшной опасности, которую представляет для общества способность человека сживаться со злом и преступлением, оправдывать и эстетизировать их. Достоевский пророчески увидел в потере личностью ощущения различия между добром и злом страшную социальную болезнь, грозящую как отдельному человеку, так и всему человечеству неисчислимыми бедствиями. Мысль об опасности, которую несет победа «звериных свойств человека» над человеческими свойствами, постоянно владела писателем после каторги. Она получила выражение в каждом из главных его произведений. Князь Валковский в «Униженных и оскорбленных», Человек из подполья, Раскольников и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Ипполит Терентьев в «Идиоте», Ставрогин в «Бесах», Федор Павлович,

    Митя и Иван Карамазовы в «Братьях Карамазовых» - таков неполный перечень главных героев Достоевского, трагические судьбы которых связаны с тревожными и в то же время пророческими размышлениями писателя, вызванными исследованием проблемы морального и социального зла, его — временной или окончательной - победы над душой и сердцем человека.

    15 апреля 1864 г. умерла от чахотки его первая жена, на которой он женился в Кузнецке, а 10 июля - старший брат М. Достоевский, с которым его связывали годы тесной дружбы. После смерти брата Достоевский добровольно взял на себя его долговые обязательства, которые тяготели над ним почти до конца жизни. Неуспех журнала «Эпоха» заставил Достоевского в феврале 1865 г. прекратить издание, после чего он надолго остался без средств, преследуемый кредиторами. В октябре 1866 г. во время работы над романом «Преступление и наказание» он познакомился с Анной Григорьевной Сниткиной, которая стала второй женой писателя и его верной помощницей. Она стенографировала то, что Достоевский после долгого и тщательного обдумывания плана и разработки отдельных эпизодов в своих записных тетрадях диктовал ей. После свадьбы в 1867 г. молодые выехали за границу, где они провели в постоянной нужде и скитаниях четыре года, прожив их в Дрездене, Бадене, Женеве и Флоренции. Лишь 8 июля 1871 г. - после того, как он частично уплатил долги кредиторам, - страстно тосковавший на чужбине по России Достоевский смог вернуться на родину и снова прочно обосновался в Петербурге.

    Если болезненная «амбиция», мстительность, злоба, мрачные «наполеоновские» (или «ротшильдовские») мечты, никем не замеченные, могут существовать до поры до времени на дне души приниженного обывателя, то насколько большую социальную опасность может представлять для человечества то же мрачное и уродливое «подполье», если оно гнездится на дне души не забитого и робкого, а развитого, интеллигентного, мыслящего буржуазного человека (повесть «Записки из подполья», 1864 г.)? Этот вопрос Достоевский отныне решает в своих романах и повестях, и приходит к выводу, что дело обстоит именно так. Свобода в буржуазном понимании, индивидуализм и аморализм несут человечеству не меньшую опасность, чем самое страшное стеснение и угнетение. Будучи доведенной до предела, искусственно преувеличенная идея свободы личности превращается в свою противоположность. И в этом уродливом виде она не только рвет все нормальные, естественные связи личности с обществом, но ведет к неизбежному нравственному разрушению и деградации самой же «свободной» буржуазной личности.

    В 1866 г. Достоевский написал социально-философский и идеологический роман «Преступление и наказание», в основе которого – «психологический отчёт одного преступления».

    Вера Достоевского в возможность для русского человека пути развития, отличного от «западного», буржуазного пути, выражена в романе «Игрок» (1866 г.). Достоевский рисует здесь обобщенные характеры англичанина, француза, представителей ряда других европейских национальностей – и на их фоне образ русского человека, учителя Алексея Ивановича. И Достоевский усматривает особенность нравственной физиономии русского человека своей эпохи в том, что, если остальные европейские нации к середине XIX века успели выработать прочный буржуазный порядок и соответствующую ему твердую шкалу жизненных и нравственных ценностей, в России этого еще не произошло. В этом состоит, по Достоевскому, не только историческая слабость, но и историческая сила русской жизни и русского человека. Его нравственная физиономия не успела отвердеть, приобрести черты той законченной определенности, которая сообщила жизни европейских народов печать известной статичности, мертвенности, односторонности. В русском человеке, при всей сложности и трагизме его исканий, в отличие от буржуазного, «западного», Достоевский ценит открытость будущему, преобладание динамического начала, способность к изменению и развитию, придающие ему потенциальную неограниченность, живую неисчерпаемость внутренних возможностей.

    В созданном в годы заграничных скитаний романе «Идиот» (1867 г.) Достоевский сделал попытку, соревнуясь с другими великими романистами, создать образ «положительно прекрасного» человека. Герой романа - человек исключительного душевного бескорыстия, внутренней красоты и гуманности. Несмотря на то, что князь Мышкин по рождению принадлежит к старинному аристократическому роду, он чужд предрассудков своей среды, детски чист и наивен. Рано оставшись сиротой, он в юности заболел тяжелой мозговой болезнью и был отправлен на лечение за границу. Там он жил, почти не общаясь с людьми. И вот в 26 лет, после очень долгого отсутствия, он возвращается и оказывается в доме своих дальних родственников. К каждому человеку, с которым его сталкивает судьба, князь готов отнестись по-братски, готов душевно сочувствовать ему и разделить его страдания. Знакомые Мышкину с детства боль и чувство отверженности не ожесточили его, - наоборот, они породили в его душе особую, горячую любовь ко всему живому и страдающему. В Петербурге, окруженный реальными, земными людьми с их разрушительными страстями, князь невольно оказывается захваченным круговоротом этих страстей. Но так же, как человечество не может жить без душевной красоты и гармонии, оно не может жить без борьбы, силы и страсти. И Мышкин оказывается в критический момент своей жизни и жизни окружающих его близких людей реально беспомощным рядом с страдающими, ищущими и борющимися натурами. На любовь двух женщин, борющихся за его сердце, герой романа может ответить лишь сочувствием и жалостью. Истоки безысходно трагической судьбы Мышкина, кончающего безумием, - не только в беспорядке и нескладице окружающего его мира, но и в самом князе. Победить враждебные людям силы Мышкину ие дано: он сам становится их жертвой и гибнет под их натиском. В этом - глубоко трагический смысл романа: страстное неприятие новой для России индивидуалистической, промышленной эпохи и в то же время отчетливое сознание невозможности победить порождаемые ею в человеке темные страсти аскетическим отстранением от жизни, более того - вообще личным примером одного человека, как бы возвышен и чист ни был утверждаемый им идеал и как бы безгранична ни была его способность к любви и самопожертвованию во имя счастья других. При свойственном ему бескорыстии и нравственной чистоте «князь-Христос» (как автор называл своего любимого героя в черновиках романа) не случайно повторяет страдальческий путь евангельского Христа, Дон-Кихота, пушкинского «рыцаря бедного».

    Как трезвый наблюдатель Достоевский не мог закрыть глаза на новые черты общественной и культурной жизни пореформенной, буржуазной России. Но и в 70-е годы он продолжал отстаивать необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным путем, без коренных социально-политических преобразований. Высоко оценивая глубину и страстность исканий, нравственную бескомпромиссность и способность лучших представителей русской молодежи к самопожертвованию, Достоевский не принимал революции, хотя своими произведениями объективно участвовал в ее подготовке.

    В романе «Бесы» (1871 – 1872 гг.) спор Достоевского с современной ему революционной Россией достиг кульминационной точки. В основу романа Достоевский положил материалы «нечаевского дела» - процесса лета 1871 г. над членами революционного кружка Нечаева, который пропагандировал «всеобщее и повсеместное разрушение» и призывал своих последователей объединиться с разбойниками и деклассированными, преступными элементами. Достоевский выводит в «Бесах», вслед за Тургеневым в «Отцах и детях», те же два поколения, между которыми в России 1860-х гг. обострился идеологический конфликт. Но он дает спорам между ними другую интерпретацию. Типичные, в понимании автора, представители старшего поколения в «Бесах» - сюсюкающий и самовлюбленный писатель Кармазинов и Степан Трофимович Верховенский, рассказ о котором проникнут иронией. Степан Трофимович, как и многие другие люди его поколения, в представлении автора, всего лишь - взрослый ребенок, суетный и тщеславный, но при этом бесконечно добрый, благородный и беспомощный. Его либерализм, преклонение перед «западной» культурой и парламентскими учреждениями - безобидные и неопасные для общества игрушки. В конце жизни, пережив крах своих «западнических» убеждений, Степан Трофимович бросил свой дом и отправился в «последнее странствование» с котомкой за плечами. Он умирает бесприютным странником, в простой крестьянской избе, умирает, хотя и не отрешившийся от своего религиозного скептицизма, верующий по-прежнему лишь в «Великую Мысль», но в то же время жаждущий бессмертия души, со словами любви и всепрощения на устах.

    Прямые духовные «дети» Степана Трофимовича и Кармазинова, по оценке Достоевского - молодые люди следующего поколения вплоть до нечаевцев с их рационализмом, западнической верой во всемогущество человека и его воли. Они охарактеризованы автором как «бесы», «кружащие» Россию и сбивающие ее с истинного пути. Таков смысл полемического названия романа, в котором - в силу трагических противоречий мировоззрения писателя - художественный анализ реакционно-анархистских блужданий нечаевцев заслонил от него подлинную, богатую глубоким революционным содержанием картину тогдашнего освободительного движения. Поколение «бесов» представлено в романе фигурами нескольких, психологически непохожих друг на друга героев. Сын Степана Трофимовича - Петр с усмешкой слушает восторженно-патетические тирады отца, которого он считает безнадежно отсталым от века. Невежественный и циничный, он откровенно заявляет о себе, что он «мошенник, а не социалист»; его цель - личная власть. К товарищам, которых он хочет духовно подчинить себе и связать круговой порукой, Верховенский-младший относится с откровенным презрением, исполнителя его планов и доверенное лицо разбойника Федьку Каторжного он позднее сам же «ликвидирует». Союзником и единомышленником Петра является Шигалев, автор проекта устройства такого будущего общества, в котором насилие и неравенство сильного и слабого, доносы, взаимная слежка, вражда к образованию и таланту возведены в перл создания. .

    Но в среде молодого поколения Достоевский различает и иные, более сложные, трагические фигуры. Таков Кириллов: восстание против унижающей человека власти бога толкает его на самоубийство, которое он рассматривает как проявление высшей свободы личности перед лицом играющих ее жизнью, чуждых ей сил. Своим «идейным самоубийством» Кириллов хочет показать пример другим людям, рассматривая себя как нового Мессию, жертвующего собою для всех. Горячая любовь к России, ее народу, из низов которого он вышел, гуманистическое сострадание к людям переполняют сердце убитого заговорщиками Шатова. Наконец, самый сложный образ романа - Ставрогин - один из последних в литературе XIX века трагических выразителей темы романтического «демонизма». Это человек острого, аналитического ума и большой внутренней силы, полный сжигающей его ненависти к лицемерным устоям общества, в котором он вырос и воспитался. В молодые годы, анархически отрицая старую, лицемерную мораль и бросая ей вызов, Ставрогин с головой погрузился в разврат и даже потерял человеческое лиц, совершив отвратительное преступление, мысль о котором позднее никогда не покидала его, - насилие над девочкой Матрешей. Позднее, став виновником гибели не только Матреши, но и Хромоножки, искалечив жизнь двух других героинь, Ставрогин не находит душевного покоя и на последних страницах романа кончает с собой.

    «Бесы» были восприняты современниками в ряду тогдашних «антинигилистических» романов, направленных против освободительного движения. Достоевский относился к русским революционерам 60 - 70-х годов предубежденно. Поэтому писатель не хотел и не смог в «Бесах» провести грань между революционным социализмом и различного рода мелкобуржуазными, анархическими настроениями, распространенными среди многих участников тогдашнего освободительного движения. Но он сумел во многом верно разглядеть те болезненные и опасные тенденции, которые были присущи подобным настроениям, глубоко развенчал политический авантюризм и циничный экстремизм. Не случайно в то время, как героическая революционная молодежь 70 - 80-х годов XIX века и ее идейные руководители гневно отказались признать в героях романа хотя бы отдаленное сходство с нею, позднее, начиная с эпохи символизма, жизненная философия героев «Бесов», их идейные блуждания вызвали пристальное сочувственное внимание всей буржуазной интеллигентной «богемы» XX века.

    В романе «Подросток» (1875 г.) Достоевский поставил задачу обрисовать сложный умственный и нравственный путь развития русского юноши из общественных низов, рано узнающего изнанку жизни, страдающего от всеобщего «беспорядка» и социального «неблагообразия». Решив вступить в поединок с враждебным ему обществом, герой романа Аркадий Долгорукий, сын дворянина Версилова и дворовой крестьянки, хочет утвердить себя и добиться признания окружающих людей путем завоевания богатства и власти. Но здоровые лучшие силы его натуры помогают Аркадию преодолеть эти соблазны новой, капиталистической эры. Знамением переходной, беспокойной эпохи являются и другие типы романа: отец Аркадия - страстно тоскующий по идеалу «русский европеец» Версилов; крестьянин-странник Макар Долгорукий; опустившиеся дворяне-аристократы, дельцы, аферисты, страдающая и гибнущая во мраке нужды и поисках для себя новых социальных и нравственных путей русская молодежь. Достоевский изобразил жизненный путь и идейные блуждания современного человека, его метания между добром и злом, верой и неверием, религией и атеизмом на фоне нескольких формаций духовной жизни русского общества XIX века.

    Последний, самый грандиозный по замыслу роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 – 1880 гг.) был задуман как широкая социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, преломленных сквозь призму «истории одной семейки» и судьбы нескольких ее представителей. Рассказом о трагическом разладе в семье, закончившемся убийством старика Карамазова, Достоевский воспользовался для изображения картины брожения всех слоев пореформенного русского общества, анализа интеллектуальных исканий интеллигенции.

    Фактическим убийцей является четвертый, незаконный сын старика Карамазова - Смердяков, но нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых, прежде всего на Ивана. Оба они в душе осудили отца за его нравственное «безобразие» и желали его смерти. Осознав свою вину, каждый из братьев не может остаться прежним человеком. Гордый и непокорный Иван, сыгравший роль вдохновителя убийцы, заронив в нем мысль о преступлении и дав молчаливое согласие на убийство, сходит с ума, а благородный и непосредственный, хотя в силу страстности своей натуры во всем доходящий до крайности, не знающий меры в добре и зле Митя смиряется, признавая не только свою моральную ответственность за прошлое, но и свою нравственную вину за общее горе и страдания всех тех, о ком он раньше не думал – простых людей. Ивану и Дмитрию Карамазовым в романе противопоставлен их младший брат Алеша, выросший в монастыре. Сознание невозможности примириться с преступлениями против человечности рождает у Алеши мысль о необходимости отмщения за них: на вопрос Ивана, что следует сделать с помещиком, затравившим ребенка, Алеша, отбросив в сторону свои религиозные идеалы, без колебаний отвечает: «Расстрелять!»

    Достоевский создает в романе своеобразную, философско-символическую «надстройку» над бытовыми эпизодами: каждый из основных вопросов, поставленных в них, поднят на новую, более высокую ступень обобщения. От вопросов «текущей» действительности мысль автора и героев непосредственно переносится к всеобщим, универсальным проблемам человеческого бытия - общественного и личного, - поставленным с захватывающей силой и трагической глубиной, не знающей равных в истории мирового романа.

    В романе Достоевский через образ мысли тупого и расчетливого лакея Смердякова, мечтающего открыть на деньги, украденные после убийства, прибыльный ресторан в Париже и презирающего простой народ за его «глупость», отражает тлетворное влияние денег на душу городского мещанина, отравленную «соблазнами» цивилизации. Писатель высказывает мысль о разрушительном, бесчеловечном начале, скрытом на «дне» души индивидуалистически настроенного интеллигента: он рисует сцену галлюцинации Ивана, во время которой тот беседует с чертом, представляющим собой проекцию всего того мелкого и низкого, что скрывается в душе оторванного от народа утонченного интеллигента, но обычно спрятано в ней под покровом горделивых индивидуалистических фраз. Писатель проявляет высший накал свойственных ему бунтарских, протестующих настроений, рассматривая в легенде «Великий инквизитор» все известные ему формы политической и церковной власти, начиная с Римской империи и вплоть до своего времени, как родственные друг другу формы насилия над человеческой свободой и совестью.

    Особое место в «Братьях Карамазовых» принадлежит «мальчикам» - представителям будущей России. Рисуя трагическую судьбу любящего, самоотверженного и в то же время гордого Илюши Снегирева, раскрывая присущее ему раннее мучительное сознание социального неравенства и несправедливости, изображая привлекательный образ четырнадцатилетнего «нигилиста», умного, ищущего и энергичного Коли Красоткина, Достоевский освещает те сложные и разнообразные превращения, которые психология ребенка претерпевает в городской жизни. Нравственное объединение прежде разъединенных товарищей Илюшечки у постели умирающего играет роль своего рода идеологического завершения романа; оно представляет собой попытку художественным путем утвердить социально-утопические надежды Достоевского. «Союз», отныне объединяющий навсегда товарищей Илюши, выражает мечту писателя о движении человечества к светлому будущему, к чаемому им «золотому веку», выражает его надежду на новые поколения русской молодежи, которым суждено сказать новое слово в жизни России и вывести человечество на иные, светлые пути.

    После окончания начатого за границей романа «Бесы» Достоевский вернулся к журналистской деятельности: с 1873 по 1874 год он редактировал двухнедельную газету-журнал «Гражданин». Постоянная обращенность мысли Достоевского к текущей «злобе дня» привела его к замыслу написания «Дневника писателя» - своеобразного художественно-публицистического журнала, объединенного личностью автора, представлявшего собой серию фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических рассуждений на «злобу дня». В 1873 г. он печатал «Дневник» в журнале «Гражданин», в 1876 – 1877 гг. и в 1881 г. - в виде самостоятельного собственного издания отдельными ежемесячными выпусками в течение всего года, ведя при этом обширную переписку с читателями. Стремясь сохранить внешне форму живой беседы с читателем о текущей действительности, писатель поднимается здесь до сложнейших философско-исторических, общественно-политических и нравственных вопросов, стремясь охватить единым взором прошлые, настоящие и будущие судьбы России и человечества. Автобиографические признания, полемические отклики, анализ политической и общественной жизни России и Запада, страницы остропублицистического характера соседствуют в «Дневнике» с повестями, рассказами, зарисовками, принадлежащими к шедеврам психологической прозы Достоевского. Таковы гротескно-сатирический рассказ «Бобок» (1873г.), где действие происходит на кладбище, среди мертвецов; полные юмора и сердечной теплоты «Маленькие картинки» (1873 г.); святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке» (1876 г.); «фантастические» (по авторскому определению) рассказы «Кроткая» (1876 г.) и «Сон смешного человека» (1877 г.).

    Последним важным событием литературной жизни Достоевского явилась его речь о Пушкине (1880 г.). Всколыхнувшая всю мыслящую Россию, речь эта вызвала шумные споры, так как писатель призвал в ней враждующие партии русского общества к примирению и к совместной мирной работе на «родной ниве». Все русские писатели от Пушкина до Толстого, по мысли Достоевского, - единый живой и подвижный океан, единая историческая цепь, связанная сквозной линией творческой преемственности. В этом смысле Пушкин оставался для Достоевского общим учителем всех последующих русских писателей, как бы велико ни было различие их общественных и эстетических идеалов и творческих индивидуальностей. Достоевский признал центральной идеей русской литературы ее общечеловечность, беспокойное стремление к достижению общего счастья всех людей, выразил свою глубокую уверенность в том, что свойственная русской культуре «всеотзывчивость» позволит народу России помочь другим народам Европы, всему человечеству в их движении к братству и «мировой гармонии». Именно эти гуманистические идеи Пушкинской речи стали духовным завещанием писателя современникам и потомству.

    28 января (9 февраля по новому стилю) 1881 г. Достоевского не стало.

    Драгоценные черты, присущие классической русской литературе XIX века - напряженное искание добра и общественной правды, насыщенность пытливой, беспокойной мыслью, глубокий критицизм, соединение удивительной отзывчивости на трудные, больные вопросы и противоречия современности с обращенностью к устойчивым, постоянным «вечным» темам бытия России и всего человечества. Черты эти получили наиболее глубокое и яркое выражение в произведениях великого русского писателя второй половины XIX века Достоевского. Его творчество - одно из важнейших звеньев в истории развития тех тенденций реализма XIX века, которым суждено было стать в XX веке определяющими для всей истории русской и мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира. В своих романах и повестях Достоевский разработал особый тип насыщенного философской мыслью психологически углубленного реализма, в центре его внимания неизменно находится жизнь разночинного, демократического населения города. Достоевский определил как главную, определяющую черту своего реализма стремление «найти человека в человеке», т. е. показать, что человек не мертвый механический «штифтик», «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и шире - любых посторонних, внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах всегда в конечном счете сам отвечает за свои поступки. Никакое влияние внешней среды не может служить оправданием злой воли преступника. Любое преступление неизбежно заключает в себе нравственное наказание.

    Устремленность мысли Достоевского к реальной жизни, страстная любовь к народу, настойчивое стремление великого русского романиста отыскать в «хаосе» жизненных явлений своей переходной эпохи «руководящую нить», чтобы «пророчески» угадать пути в движении России и всего человечества навстречу нравственному и эстетическому идеалу добра и социальной справедливости, сообщили его художественным исканиям ту требовательность, широту и величественную масштабность, которые позволили ему стать одним из величайших художников русской и мировой литературы. Творчество Достоевского принадлежит к вершинным явлениям духовной культуры человечества.

    Дата публикации: 10.02.2008
    Прочитано: 1254 раз

    Дополнительно на данную тему
    Айтматов Ч.Айтматов Ч.
    С.Т. АксаковС.Т. Аксаков
    Андреев Л.Андреев Л.
    Анненский И.Ф.Анненский И.Ф.
    Астафьев В.П. - 1Астафьев В.П. - 1
    Астафьев В.П. - 2Астафьев В.П. - 2
    Ахматова А.Ахматова А.
    Ахматова А.А.Ахматова А.А.
    Багрицкий Э.Багрицкий Э.
    Бажов П.П.Бажов П.П.

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 3
    ВсегоВсего: 3

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP