Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Биографии

    Белый А.
    Белый Андрей

    Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
    Михаил Чехов.


    Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934) родился и
    вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого
    математика, профессора Московского университета Николая
    Васильевича Бугаева. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в
    Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-
    деревенской России, где как бы воедино слились красота русского
    пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы
    людьми.
    Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила
    Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга
    Сергея. "Не чайный стол - заседание Флорентийской академии", - с
    благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали,
    старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его
    сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич
    Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов,
    Мережковский, Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были
    поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил
    Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый"
    (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою
    гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира
    Соловьева) .
    В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году
    создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или
    "Героическая".
    Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые
    прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это
    такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами. Слово "симфония"
    было для Белого своего рода символом.
    Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и
    сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто
    обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть
    выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым
    повествователь возвращается через определенные промежутки
    времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возврата" борется
    тема жизнеутверждения.
    Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца -
    зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки
    "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого
    "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце предмет
    почти что языческого поклонения:
    Солнцем сердце зажжено.
    Солнце - к вечному стремительность.
    Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
    "Солнце" Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту - автору книги
    "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце
    с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый
    преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о
    жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия.
    Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела
    "Золото в лазури". В будущее, которое - согласно логике "возврата" - уже
    было! Поэтому оно может выступать в масках: - "прежнего счастья" -
    "старины": Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым, старина,
    окружившая нас, водопадом летит голубым. "Вечный зов" - образов
    прошлой культуры (раздел "Прежде и теперь") : Блестящие ходят
    персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны нежно плафоны, музыка
    приветствует с хор.
    "Опала" 1905 год начало нового периода жизнетворчества Андрея
    Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь
    Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь
    Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение
    людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего
    напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев,
    чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого
    нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит
    решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый
    оказывается на грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу
    уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного
    удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.
    В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики
    Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений
    "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и
    расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из
    стихотворений, написанных одновременно со стихами "Пепла", - из них
    Белый составил следующий сборник "Урна"(1909) Идея "Пепла" точнее
    всего сформулирована самим Белым: "Пепел" - книга самосожжения и
    смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты
    дальнего, чтоб найти их в ближнем". Сборник выстроен по линии все
    большего и большего просветления "горизонта" (недаром один из
    последних разделов сборника называется "Просветы") .
    Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов
    сжимающихся по мере приближения к "центру". Первый "круг" самый
    большой, - почти что безграничные, "пустые", "страшные", голодные
    пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный
    болезнями, голодом и пьянством народ:
    Туда - где смертей и болезней
    Лихая прошла колея...
    "Отчаяние"
    Пожирают их болезни
    Иссушает глаз...
    "Деревня"
    Пролетают за селами села,
    Пролетает за весями весь...
    Там - убогие стаи избенок,
    Там - убогие стаи людей...
    "Из окна вагона"
    Тема хаоса сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом
    разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом -
    первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах:
    "неизвестности" - "оторопи": Где по полю оторопь рыщет, Восстав
    сухоруким кустом... "Отчаянье" - смерти:
    Над страной своей родной
    Встала Смерть.
    "Веселье на Руси"
    От голода, холода тут
    И мерли, и мрут миллионы...
    Там Смерть протрубила вдали
    В леса, города и деревни...
    "Русь"
    Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие
    контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто
    обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый
    "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,
    свищущая пеной "из-под красной рукоятки" символы безысходной,
    тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
    Красною струею прыснул
    Красной крови ток.
    Ножик хряснул, ножик свистнул,
    В грудь, в живот и в бок.
    "Убийство"
    Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее: Москва
    "пира во время чумы". Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с
    открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
    ... Здесь хозяин гостье рад.
    Звякнет в пол железной злостью
    Там косы сухая трость,
    Входит гостья, щелкнет костью,
    Взвеет саван: гостья смерть.
    "Маскарад"
    В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего
    вокруг себя. Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о
    том что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске
    шута-арлекина, но и в облике страстотерпца:
    Вы мечи На меня обнажали.
    Палачи, Вы меня затерзали.
    "Прохождение"
    Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания
    приобретают в разделе "Безумие": - венок из "колючей крапивы":
    Над простором плету, неподвижен,
    Из колючей крапивы венок...
    "В полях"
    - приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" бегущая с чела
    кровавая струя:
    С чела, с кровавого плеча
    Кровавая струя струится...
    "Успокоение"
    Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в
    последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и
    усилится в следующем разделе "Просветы":
    Кто зовет благоуханной клятвою,
    Вздохом сладко вдаль зовет идти,
    Чтобы в день безветренный над жатвою
    Жертвенною кровью изойти?
    "Жизнь"
    "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея
    Белого.
    Следующий его сборник -"Урна"(1909) . Этот сборник посвящен Брюсову.
    Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя
    в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о
    пережитой драме:
    Год минул встрече роковой,
    Как мы, любовь лелея, млели...
    И ежели тебя со мной
    Любовь не связывает боле,
    Уйду, сокрытый мглой ночной,
    В ночное, в ледяное поле...
    Сложу в могиле снеговой
    Любви неразделенной муки...
    "Ссора" "Урна" последнее, что создал Андрей Белый в драматическое
    четырехлетие (1905 - 1908 гг.) В 1910 Андрей Белый женится на Асе
    Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной
    Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию
    Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех
    им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет
    до 1916 года, изредка наезжая в Россию.
    В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. С
    Россией Белый переживает ее самое трагическое время:
    Рыдай, буревая стихия,
    В столбах громового огня!
    Россия, Россия, Россия,
    Безумствуй, сжигая меня!..
    Россия, Россия, Россия,
    Мессия грядущего дня!
    "Родине"
    Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений
    Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
    В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое
    свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей
    молодости, по гибнущей русской культуре.
    "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше
    начинается "путь нисхождения".
    В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым
    эпопеи "Москва".
    "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых
    художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества...
    Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому", признавался Белый, и
    действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его
    человеческой и писательской натуры.
    Последние годы жизни Белого не составляют исключения, скорее даже
    наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает
    работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и
    "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и
    культурологическими опытами, обращается к театральным
    инсценировкам и даже киносценарию.
    Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как
    завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым
    проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала
    появлению так называемой "орнаментальной прозы".

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1083 раз

    Дополнительно на данную тему
    Айтматов Ч.Айтматов Ч.
    С.Т. АксаковС.Т. Аксаков
    Андреев Л.Андреев Л.
    Анненский И.Ф.Анненский И.Ф.
    Астафьев В.П. - 1Астафьев В.П. - 1
    Астафьев В.П. - 2Астафьев В.П. - 2
    Ахматова А.Ахматова А.
    Ахматова А.А.Ахматова А.А.
    Багрицкий Э.Багрицкий Э.
    Бажов П.П.Бажов П.П.

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 1
    ВсегоВсего: 1

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP