Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Гончаров И.А.

    Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ явился воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
    Обломов — это человек, наделенный многими достоинствами и сохранивший главное — совесть, но не нашедший применения своим силам и потому оказавшийся невостребованным российской жизнью. Этот герой породил емкое понятие «обломовщина», живучесть которой убедительно показана в романе. Обломовщина распространилась по деревням и селам крепостнической России, укоренилась в ее столице, она проявляет себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентный профессий. Обломовское начало живет в Захаре — его крепостном слуге, в гостях героя, в быте вдовы Пшеницыной... Если вся страна будет состоять из таких «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».
    Друг главного героя Андрей Штольц, появляется в финале первой части романа, прерывая знаменитый «Сон Обломова». Он, будучи антагонистом Обломова, тем не менее, во имя давней дружбы пытается расшевелить приятеля, пробудить его к активной жизни, напоминая ему о давних мечтаниях «обжечь ноги на Везувии».
    Штольц — выходец из мещанского сословия. От отца-немца, технолога и агронома, служившего управляющим имением и крепостной фабрикой, он унаследовал деловитость, аккуратность и точность. Но мать его была русская, и благодаря ее мечтательности, душевности и широте натуры, он вышел из «узенькой немецкой колеи» на дорогу, «которая не снилась ни деду его, ни отцу, ни самому ему». Штольц, с детства привычный к труду, самостоятельности, обладающий волей к достижению цели и бесстрашием перед трудностями, сам пробивает себе дорогу в жизни. Он получил блестящее образование в университете в Москве, затем «сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», а, выйдя в отставку после службы, «занялся своими делами», активной коммерцией. Он поддерживает связи с чиновниками, со светским обществом. Он много читает, постоянно пополняет и обогащает свои знания. «Образ, содержание, стихия и цель», как он сам определяет идеал своей жизни, — осмысленный труд. Гончаров, создавая образ Штольца, хотел, по-видимому, изобразить положительный идеал нового деятеля России. Он был убежден, что множество Штольцев «должно явиться под русскими именами». Критик Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об этом персонаже: «Он человек положительный, натура уравновешенная, чуждая излишеств рефлексии, бодрая, деятельная, жизнерадостная...». Штольц, кроме всего прочего, ведет просветительскую деятельность, говоря о народных школах, об образовании для простых людей. В пользу этого героя говорят и такие его качества, как способность к преданной дружбе и глубокой любви. Штольц идет по жизни «твердо, бодро», он и внешне такой же — «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Наконец, главное его качество — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина».
    Этот герой «нового века» симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему счастье с Ольгой Ильинской, образ которой овеян изумительной поэзией. Штольц выходит победителем во всех жизненных ситуациях. Но почему-то писатель не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения и просветительской деятельности. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что Штольц «больше всего боится воображения». «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе», эгоизм и расчетливость все-таки преобладают над чувствами. Ум Штольца преобладает над сердцем, он контролирует все душевные порывы. В конце концов, он находит для себя успокоение в семейном счастье, тишине и комфорте, решает, что «все найдено, нечего искать, некуда больше идти». Сам автор признавал, что в этом его герое слишком яркими были стремления к приобретательству и «слишком голо выглядела идея». Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинству из них Штольц не внушал доверия в роли «положительного начала», то есть, как подчеркивал Н. А. Добролюбов, «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
    Конечно, появление в романе этого «возбудителя жизни» и противника обломовщины привнесли в сюжет романа живость, динамичность и напряженность, но все-таки Штольц, его убеждения и образ жизни — не выход из тупика. Его деятельность направлена на узкопрактические интересы, лишена живого интереса к реальности, лишена тяги к деятельности на благо общества, к искусству. И потому вовсе не он положительный герой романа.
    По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга. Это красивая молодая и энергичная женщина, обладающая необыкновенной простотой и естественностью, женщина, которую влечет к значительным делам, имеющим общечеловеческий смысл. Она лишена жеманства, кокетства, лжи и ми-Щуры. Прислушиваясь к себе, Ольга чувствует, что душа ее «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь натуры Ольги. Он доволен своей жизнью, он не пойдет «с Манфредами и Фаустами», «на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», он склонит голову и «смиренно» переживет «трудную минуту...». А вот Ольга, по предположению Д. Н. Овсянико-Куликовского, разочаровавшись в Штольце, «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод», и в любом забытом уголке сохранит заветы своей молодости.

    Дата публикации: 11.09.2008
    Прочитано: 1753 раз

    Дополнительно на данную тему
    "Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича..."
    "Сон Обломова" (Анализ эпизода из романа И. А.Гончарова "Обломов")
    "Сон Обломова" в романе И.А. Гончарова "Обломов"
    Авторская позиция в романе Авторская позиция в романе "Обломов"
    Андрей Штольц как Андрей Штольц как "человек действия". (По роману И.А. Гончарова "Обломов")
    Андрей Штольц как «человек действия».Андрей Штольц как «человек действия».
    Андрей Штольц — надуманность образа (роман Андрей Штольц — надуманность образа (роман "Обломов")
    Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»
    В чем причины «обломовщины» (глава «Сон Обломова»)?В чем причины «обломовщины» (глава «Сон Обломова»)?
    Вечные образы в романе «Обломов»Вечные образы в романе «Обломов»

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 6
    ВсегоВсего: 6

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP