Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Высоцкий В.С.

    Мой любимый поэт
    Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать.
    К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни-стихи написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано название его первого сборника — “Нерв”. Владимир Высоцкий — это феномен 70-х годов. Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и будут изучать эпоху 70-х годов по творчеству В. Высоцкого. Необычно для поэта начинал В. Высоцкий свое творчество. Его первыми произведениями были пародии на так называемый “блатной” фольклор. Но те, кто любит у Высоцкого стихи и песни только этого жанра, не знают о Высоцком ничего.
    Позже, когда Высоцкий уже обрел опыт в поэзии, в его творчестве стали подниматься серьезные темы: любовь, прошедшая война, отношения между людьми и так далее. Кажется, что перед нами разные поэты, настолько разнообразен Высоцкий. То это нежно влюбленный мужчина:

    Я дышу, — и, значит, я люблю!
    Я люблю, — и, значит, я живу/

    Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.
    То поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну:

    Наконец-то нам дали приказ наступать,
    Отбирать наши пяди и крохи.
    Но мы помним, как солнце отправилось вспять
    И едва не взошло на востоке.

    Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали, не их ли он однополчанин. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: “Лучше получать письма, где тебя принимают за своего однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере”. Поэт считал, что хоть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество:

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы,
    Все судьбы в единую слиты.
    У братских могил нет заплаканных вдов,
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?..

    Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, клевета:

    Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
    И ходят слухи, будто сплетни запретят...

    Ни для кого не секрет, что он был болен алкоголизмом, принимал наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:

    Даже от песен стал уставать,
    Лечь бы на дно, как подводная лодка,
    Чтоб не могли запеленговать...

    Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и “однодневки”, случайные собутыльники, и те, кто после его смерти стали сами себя называть “друзьями Володи”. Вот эти-то “друзья” и не давали ему печататься в годы опалы. А настоящим своим друзьям он посвящал стихи:

    Он не вышел ни званьем, ни ростом,
    Не за славу, не за плату.
    А на свой необычный манер
    Он по жизни шагал над помостом
    По канату, натянутому, как нерв!

    Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене.
    Несколько стихотворений Высоцкого посвящено сталинским лагерям, точнее, обитателям этих лагерей. Однажды ему рассказали историю удачного побега: трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих исканиях по тайге они голодали, так как дичь попадалась редко.
    И старик, чувствуя близкий конец, заставляет двух молодых людей поклясться, что когда он умрет, они разрежут его на куски и будут есть его мясо, чтобы выжить и свидетельствовать. Вместе с ними свидетелем выступает поэт.
    Вот уже много лет, как нет с нами Владимира Высоцкого, но он живет в наших душах, в наших умах. Высоцкий пел под гитару, но считал себя поэтом. Он и был поэт.
    Интересен тот факт, что если он писал песни о моряках, то моряки считали его своим, если об альпинистах, то — альпинистом, если о заключенных, то думали, что он “сидел”. На самом деле ничего этого не было в действительности. Он как очень талантливый человек как-то особым чутьем угадывал тему, доносил до слушателя именно тот смысл, который был заложен в песне. Это говорит о необычайном таланте Владимира Высоцкого.
    Высоцкий умер, безвременно ушел еще молодым. Но он надолго останется в сердце своего благодарного народа.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1320 раз
    Мой любимый поэт
    Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в "авторской песне" (термин самого В. Высоцкого). В своих стихах-песнях поэт откликался "на злобу дня" и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души. В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций. Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне ("Мы вращаем землю"), о работе ("Черное золото"), о горах ("Вершина") и море ("Мы говорим не "штормы", а "шторма"), о любви ("Баллада о любви"), искусстве ("Мой Гамлет"), родине, времени, судьбе и т.д. В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало, но в целом это "песни-роли". Для них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем. Язык песен Высоцкого может показаться слишком обычным, порой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых "дворовых песнях" или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетический вкус и чутье никогда не подводили поэта. Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи>- Оттенки живой разговорной интонации, определяющей'Ьсо-бенности высказываний, мы находим в обрывистой речи "Разведки боем" ("Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов... Так, Леонов...") и мягкой раздумчивости "Горной лирической" ("А день, какой был день тогда? Ах да — среда!.."), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов "Диалога у телевизора" ("Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу"), в экспрессивных обращениях программного стихотворения "Канатоходец": Посмотрите! Вот он без страховки идет! Чуть правее наклон — упадет, пропадет! Чуть левее наклон — все равно не спасти!.. Но — замрите! Ему остается пройти Не больше четверти пути... Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное — с вечным. Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из "Песни о Земле": "...кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные нервы Земли /Неземное страдание знают... /Ведь Земля — это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу". Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом стихотворении горное эхо: "К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненых скал...". А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — "упругие тугие мышцы ветра натягивали кожу парусов". Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, еец сегодняшнего дня и исторического прошлого. В "Балладе о времени" поэт вспоминает "о походах, боях и победах", о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы: Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем! В стихотворениях военного цикла: "Мы вращаем Землю", "Он не вернулся из боя", "Братские могилы" и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину. А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой" Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе. Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях. Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу...

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1342 раз
    Мой Высоцкий
    Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
    Может, кто-то когда-то поставит свечу
    Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
    И веселый манер, на котором шучу... В. Высоцкий
    Поэт и Время. Эти понятия не существуют друг без друга, они взаимосвязаны. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.
    Уже более двадцати лет прошло после ухода из жизни Владимира Высоцкого. Шок, вызванный в свое время его смертью, заставил задуматься, кем он был для нас: актером, поэтом, композитором?
    Владимир Высоцкий вошел в литературу в начале 60-х гг. Романтическое настроение общества, вызванное недолгой “оттепелью”, послужило толчком для расцвета так называемой бардовской поэзии. На гребне этой волны Высоцкий и ворвался в нашу жизнь со своими первыми произведениями. Кто же герои его первых стихов? Дураки и сумасшедшие, воры и алкоголики, словом, аутсайдеры общества. Невольно напрашивается ассоциация с “чудиками” Шукшина. Вспомним шукшинского Егора Прокудина, прошедшего воровскую школу и не разучившегося видеть красоту окружающей жизни. Он ведь из того же теста, что и герой стихотворения Высоцкого “Весна еще в начале”:
    И вот опять — вагоны,
    Перегоны, перегоны,
    И стыки рельс отсчитывают путь.
    А за окном — в зеленом
    Березки и клены —
    Как будто говорят: “Не позабудь!”
    А с насыпи мне машут пацаны.
    Зачем меня увозят из Весны!..
    Кому-то может показаться странным, но, на мой взгляд, лирический герой Высоцкого — будь то вор, алкоголик, сумасшедший, работяга, солдат, спортсмен — плоть от плоти того “маленького человека”, которого открыли в литературе XIX века Пушкин, Гоголь, Достоевский.
    Читая стихи Высоцкого, слушая его песни, удивляешься, как же преобразились башмачкины и девушкины! Явление, подмеченное поэтом, страшно по сути своей. Смеясь над обитателями Канатчиковой дачи, мы не замечаем, что смотримся в зеркало.
    Мы тоже дети страшных лет России,
    Безвременье вливало водку в нас.
    Поэт уловил страшные симптомы вырождения народа и пытался своими стихами достучаться до каждого из нас. Но в нашей российской жизни, что тогда, в 60-70-е годы, да иногда и сейчас, говорить правду небезопасно. И поэт взял на вооружение иронию. Он вырядился шутом гороховым и с простоватым, а порой и лукавым, видом выплеснул нам в лицо правду, облачив ее в форму баллады, сказки, притчи. Вспомните его стихи: “Баллада о брошенном корабле”, “Притча о Правде и Лжи”, “Песня-сказка о Нечисти”, “Сказка о несчастных сказочных персонажах”.
    Простота и доступность поэзии Высоцкого кажущаяся. Истоки ее в народном театре, смеховой культуре. Говоря о современниках, поэт и смеется, и жалеет их. Его герои легко перевоплощаются. И это не что иное, как смена масок в балагане. В наше время переосмыслена формула Шекспира: “Весь мир — театр”. Театр нашей жизни оборачивается балаганом:
    Раздали маски кроликов,
    Слонов и алкоголиков.
    И вот уже мотив маскарада, в котором все равны и равно глупы, проходит красной нитью в творчестве поэта.
    Все в масках, в париках — все как один,
    Кто сказочен, а кто — литературен...
    Сосед мой слева — грустный арлекин,
    Другой — палач, а каждый третий — дурень.
    Смех таит в себе некую двойственность, свойственную психологии русского народа. Ирония и сатира помогают превозмочь, преодолеть самые трудные условия жизни. Подобно Зощенко, Высоцкий умеет взять самую пошлую тему и заставить человека хохотать и рыдать над самим собой... •
    Отождествляя автора и лирического героя, нередко читатели и слушатели его ошибались, принимая поэта “за своего в доску парня”. Свою первую маску Высоцкий создал, опираясь на традиции городской народной поэзии, не признанные тогда официальной литературой. Он отлично владел образами и языком этой поэзии. В дальнейшем поэт создал сотни таких масок. Они узнаваемы, как народные лубочные картинки, как глиняная игрушка с элементами гротеска.
    Я уверен, что популярность Высоцкого не в остросюжетное™ его песен и не в скандальности слухов о поэте, а, прежде всего, в народности его творчества. Народность Высоцкого заключается в самом методе его мышления: в умении видеть парадоксальность ситуации, создавать яркие иронические и точные образы.
    Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут, а не умеющие самостоятельно мыслить его иронии не оценят; равнодушные же ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут.
    Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и хулители, и даже гонители. У поэзии Высоцкого и тех и других вдоволь. В этом признак силы его поэзии. У Булата Окуджавы есть песни, посвященные Высоцкому, в одной из них такие строчки:
    Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.
    Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
    А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
    Чем им делают больнее, тем они сильнее.
    Высоцкий и его герои всегда победители — так хотел поэт! Он был талантливым певцом. Я не могу представить его без гитары. И даже когда я читаю его стихи, то слышу его чуть хрипловатый голос. В песнях слышно, как хочется ему, как нравится ему быть сильным, жестким, уверенным, твердо знать, чего хочешь, чего не любишь. Преодолеть все и добиться своей цели во что бы то ни стало. И поэтому лирический герой его поэзии противоречив. Он то в отчаянии от окружающей действительности (“И люди быстро обнаглели: Твори что хочешь — смерти нет!”), то смело смотрит в будущее, с надеждой, что под маской живет чистое, светлое человеческое лицо:
    Я в тайну масок все-таки проник,
    Уверен я, что мой анализ точен:
    Что маски равнодушия у них —
    Защита от плевков и от пощечин.
    Непостижимо порой, откуда он, молодой, так много и так глубоко знал о времени, в котором не жил? О войне,— хотя сам не воевал; о сталинских тюрьмах, — хотя сам не сидел; о деревне русской, — хотя сам горожанин, прирожденный москвич. Особенно мне нравятся его песни о войне.
    Кто сказал: “Все сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя?” Кто сказал, что земля умерла? Нет, она затаилась на время. Материнства не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать море...
    Я часто слушаю в записи любимую песню “Он не вернулся из боя”. Какое страшное одиночество чувствует человек, потерявший настоящего друга:
    Почему все не так?
    Вроде все, как всегда:
    То же небо, опять голубое,
    Тот же лес, тот же воздух
    И та же вода,
    Только он не вернулся из боя...
    Высоцкий откровенно ненавидел трусов, мерзавцев, людей легкой наживы: “Бросайте за борт все, что пахнет кровью, и верьте, что цена невелика...” В его песнях звучит тревога за настоящего человека, оказавшегося не в ладу с этим миром. Высоцкий кдк будто боится пропустить сигнал бедствия, он сам мчится на помощь, боясь опоздать. Он справляет поминки о павших, боится кого-нибудь из них позабыть, раз уж не удалось спасти. Он бьет, бьет в набат: у каждого человека свой голос, своя песня. Но люди забыли об этом, они хитроумно и упорно “откладывают себя”, а потом панически спохватываются, когда уже поздно.
    Он начал робко с ноты “до”,
    Но не допел ее, недо...
    Не дозвучал его аккорд, аккорд
    И никого не вдохновил.
    Собака лаяла, а кот мышей ловил...
    Почти каждую свою песню Высоцкий пел на пределе сил человеческих. А сколько у него было таких песен, и сколько раз он их так пел! И если одно исполнение производит такое потрясающее впечатление, то какой ценой, какими нервами они создавались? Какой за этим труд?
    Чтоб так много отдавать, надо много иметь, обладать способностью брать, копить, впитывать — везде, всегда, ото всех! Он знал о своем призвании и относился к нему серьезно и был верен ему до конца. Поэтому и силы его росли на удивление. Все чувствовали: словно кто-то выпустил его жизнь метеоритом, и он пронесся по нашему небу — и сгорел, не требуя никакой дани Напротив, сгорел, отдав людям свой талант, свою мощь, свою любовь и боль за народ и Россию.
    Он так любил СЛОВО. Слова, звуки у него сгущаются, концентрируются, взрываются, так что становятся видимыми, объемными, осязаемыми. Это связано с песенной, звучащей природой его стиха.
    ...Ходу, думушки резвые, ходу!
    Слово, строченьки милые, слово!..
    В последних своих песнях он достиг настоящих высот поэтического мастерства:
    В синем небе, куполами проколотом.
    Медный колокол-л-л, медный колокол-л-л
    То ль возрадовался, то ли осерчал.
    Купола в России кроют чистым золотом,
    Чтобы чаще Господь замечал...
    Высоцкому сопутствовала удача в том, что время его как художника, сама специфика его как певца-поэта совпали с эпохой широкого освоения аудиотехники, распространением магнитофонов. Можно сказать, что благодаря именно магнитофону он, вслед за Булатом Окуджавой, сумел найти свою аудиторию.
    Был такой факт в биографии Владимира Высоцкого. О нем вспоминали и на панихиде поэта. Театр на Таганке, в котором он работал, был с гастролями на КамАЗе. Высоцкий шел в гостиницу, домой, шел по длинной узкой улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, и со всех сторон гремели его песни. Так его приветствовали. Вот это было народное признание!
    И как все-таки хорошо, что он еще живым познал счастье такого признания. Может ли быть награда выше этой? И ведь все родилось само собой, не было никакого сценария, никакого режиссера. Сама жизнь организовала такой прием народному русскому певцу и поэту.
    Владимир Высоцкий — одно из ярчайших явлений нашей национальной культуры. Без него невозможно представить себе образный строй мышления российского человека конца XX столетия. Это служит ему лучшим памятником. Имя Высоцкого неотделимо от народа, который смеялся, плакал и пел его голосом.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1331 раз
    Владимир Высоцкий — биограф времени
    Но знаю я, что лживо, а что свято, —
    Я понял это все-таки давно.
    Мой путь один, всего один, ребята,
    Мне выбора, по счастью, не дано.
    В. Высоцкий
    Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ. И о войне, которую увидел не только глазами мальчика, но и с точки зрения умудренного бойца Великой Отечественной, и о космонавтах, спортсменах, альпинистах, шоферах, моряках, поэтах — обо всем. Кроме того, он был прекрасный фельетонист, сатирик. Остроте и злободневности его песен-шуток может позавидовать опытный журналист.
    Думается, что если бы он не был великолепным актером, то такая многогранность тем оказалась бы ему не под силу. Надо уметь перевоплощаться не только внешне, но и духовно, чтобы ощутить себя бойцом штрафного батальона, скалолазом, подводником, больным психушки, боксером...
    ...Лечь бы на дно, как подводная лодка,
    Чтоб не могли запеленговать.
    Часто скорбь, неумение быть таким, как все, заставляли поэта грустить, замыкаться в себе. Его ставшая классической "Охота на волков"
    * лучшее выражение этих противоречий. Он действительно считал себя травимым, как многие ранимые творческие люди, опередившие свое время. Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона:
    *

    Только я из окруженья вышел
    За флажки, жажда жизни сильней...
    Высоцкий вырос из Окуджавы, но отличен от него, как Маяковский от Есенина, как Бетховен от Моцарта. Не зря первый сборник его стихов-песен был назван "Нерв". Слабый музыкант, он пел на нервах, на пределе чувств, но и был он обнаженным нервом нашей эпохи — ее совестью.
    ...Я не люблю, когда невинных бьют,
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более, когда в нее плюют.
    Его жизнь оказалась короткой, но, словно вспыхнувший в атмосфере метеор, он оставил нам ярчайшее впечатление "о времени и о себе". В России не было дома, где не звучал бы его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, необычные эпитеты создавали в его стихах яркие характеры персонажей; глубина и содержательность небольших стихотворных очерков уникальна. И, что необычайно важно для всенародного барда, Высоцкий был абсолютно честен в своем творчестве:
    Меня опять ударило в озноб.
    Грохочет сердце, словно в бочке камень.
    Во мне сидит мохнатый, злобный жлоб
    С мозолистыми, цепкими руками. .
    Когда, мою заметив маету,
    Друзья бормочут: — Снова загуляет... —
    Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу.'.. .
    ..Я оправданья вовсе не ищу, —
    Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,
    Но я себе мгновенья не прощу,
    Когда меня он вдруг одолевает.
    Сатира его над уродливыми явлениями жизни так же необычна. Чаше всего писатели и поэты иронизируют над собой, через себя показывают окружающую реальность. Высоцкий каждый раз создает самостоятельного персонажа: чаще всего мещанина, обывателя. И тут он весьма схож с Зощенко. Чего стоит его, тоже ставший классическим, диалог у телевизора:
    ...Тут на работе так накувыркаешься,
    Придешь домой — там ты сидишь.
    Ну и меня, конечно, Зин,
    Тотчас же тянет в магазин,
    А там — друзья, ведь я же, Зин,
    Не пью один.
    Высоцкий не чужд философии. И его рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира:
    ...Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
    Если, конечно, и ту и другую раздеть...
    ...Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
    Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
    Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
    И ускакала на длинных и тонких ногах.
    Хоть и редко, часто завуалированно, в строках Высоцкого проскакивает нежная лирика. И тут он опять схож с Маяковским.
    Я поля влюбленным постелю,
    пусть поют во сне и наяву!
    Я дышу — и, значит, я люблю!
    Я люблю — и, значит, я живу!
    Кем же он был больше — Владимир Высоцкий? Поэтом? Певцом, бардом? Актером? Так ли это важно? Важно, что он был личностью!
    Его любимая роль в театре, роль, о которой мечтают все артисты, — Гамлет. Играл он ее по-своему, и — блестяще. В жизни он всегда был немного Гамлетом:
    Я знал, что, отрываясь от земли,
    Чем выше мы — тем жестче и суровей.
    Я шел спокойно прямо в короли
    И вел себя наследным принцем крови...
    Это стихотворение так и называлось: "Мой Гамлет".
    ... Я прозревал, глупея с каждым днем,
    Я прозевал домашние интриги.
    Не нравился мне век, и люди в нем
    Не нравились...
    И концовка этой, не слишком известной, песни-монолога — жизненный критерий поэта:
    ...гениальный всплеск похож на бред,
    В рожденье смерть проглядывает косо.
    А мы все ставим каверзный ответ.
    И не находим нужного вопроса.
    Судьба не всегда сурова к гениям. После легализации Высоцкого, после его смерти написано много исследовательских статей о его творчестве. Но эти статьи всего лишь "написаны", о них нельзя сказать, как о стихах Высоцкого, — "созданы". Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса с соленой народной песней, он не скатился до пошлости, как многие "модные" исполнители, понаехавшие в последнее время из эмиграции в Россию. Удачей можно считать и то, что в этот период магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.
    Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зековские песни — как-никак, у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.
    Мне нельзя на волю,
    Не имею права,
    Можно лишь от двери
    До стены.
    Мне нельзя налево,
    Мне нельзя направо,
    Можно только неба кусок,
    Можно только сны...
    А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:
    Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.
    Они в надежных, жилистых руках.
    К тому же этих тайн мы знать не знаем,
    Мы умникам секреты доверяем,
    А мы, даст Бог, походим в дураках.
    Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:
    Жил я с матерью и батей
    На Арбате, век бы так,
    А теперь я в медсанбате
    На кровати, весь в бинтах.
    Что нам слава, что нам Клава —
    Медсестра и белый свет.
    Помер мой сосед, что справа,
    Тот, что слева, — еше нет.
    Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофером-дальнобойшиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.
    И нас хотя расстрелы не косили,
    Но жили мы, поднять не смея глаз.
    Мы тоже дети страшных лет России —
    Безвременье вливало водку в нас.
    Вот где скорее всего кроется ответ — вышедший из народа народный поэт. С народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд, нуждами, со всенародным "недостатком", да ещЪ вдобавок нелегальный, непризнанный официально!
    ...И об стакан бутылкою звеня,
    Которую извлек из книжной полки,
    Он выпалил: "Да это ж про меня!
    Про нас про всех, какие к черту волки?!"
    Ну все — теперь, конечно, что-то будет,
    Уже три года — в день по пять звонков.
    Меня зовут к себе большие люди,
    Чтоб я им пел "Охоту на волков".
    А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:
    ...Я от суда скрываться не намерен:
    Коль призовут — отвечу на вопрос.
    Я до секунд всю жизнь свою измерил
    И худо-бедно, но тащил свой воз.
    Но знаю я, что лживо, а что свято —
    Я понял это все-таки давно.
    Мой путь один, всего один, ребята,
    Мне выбора, по счастью, не дано.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1317 раз
    В. Высоцкий — поэт и бард
    Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
    Может, кто-то когда-то поставит свечу
    Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
    За веселый манер, на котором шучу.
    В. Высоцкий
    Владимир Семенович Высоцкий... Это имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне так может написать только человек, прошедший ее доро гами. “Он — наш!” — так о Высоцком могли сказать все. о ком он писал.
    Когда на экраны страны вышел художественный фильм “Вертикаль”, все увидели молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары.
    Кто захочет в беде оставаться один,
    Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
    Но спускаемся мы с покоренных вершин, —
    Что же делать — и боги спускались на землю.
    Так оставьте ненужные споры —
    Я себе уже все доказал:
    Лучше гор могут быть только горы.
    На которых никто не бывал.
    Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
    Горы будят у нас — и зовут нас остаться! —
    Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,—
    Потому что всегда мы должны возвращаться.
    Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ. И о войне, которую увидел не только глазами мальчика, но и с точки зрения умудренного бойца Великой Отечественной, и о космонавтах, спортсменах, альпинистах, шоферах, моряках, поэтах — обо всех. Это вводило в заблуждение много-их слушателей, считавших, что Высоцкий сам прошел все, о чем он пишет. Поэту приходилось объясняться. “Я просто пишу от первого лица, всегда говорю “я”... Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии — а иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да и зарифмовал”.
    В. Высоцкий был прекрасным фельетонистом, сатириком. Остроте и злободневности его песен-шуток может позавидовать опытный журналист. Он проникал в суть той или иной профессии, среды, он жадно впитывал все, что могло понадобиться ему в его поэтической лаборатории.
    Думается, что если бы он не был великолепным актером, то такая многогранность тем оказалась бы ему не под силу. Надо уметь перевоплощаться не только внешне, но и духовно, чтобы ощутить себя бойцом штрафного батальона, скалолазом, подводником, больным психушки, боксером...
    ... Лечь бы на дно, как подводная лодка.
    Чтоб не могли запеленговать.
    Часто скорбь, неумение быть таким, как все, заставляли поэта грустить, замыкаться в себе. Его ставшая классической “Охота на волков” —лучшее выражение этих противоречий. Он действительно считал себя травимым, как многие ранимые творческие люди, опередившие свое время. Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона:
    Только я из окруженья вышел
    За флажки, жажда жизни сильней...
    Высоцкий вырос из Окуджавы, но отличен от него, как Маяковский от Есенина, как Бетховен от Моцарта. Не зря первый сборник его стихов-песен был назван “Нерв”. Слабый музыкант, он пел на нервах, на пределе чувств, но и был он обнаженным нервом нашей эпохи, ее совестью.
    ... Я не люблю, когда невинных бьют,
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более, когда в нее плюют.
    Его жизнь оказалась короткой, но, словно вспыхнувший в атмосфере метеор, он оставил нам ярчайшее впечатление “о времени и о себе”. В России не было дома, где бы не звучал его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, необычных эпитетов создавало в его стихах яркие характеры персонажей; глубина и содержательность небольших стихотворных очерков уникальна. И, что необычайно важно для всенародного барда. Высоцкий был абсолютно честен в своем творчестве:
    Меня опять ударило в озноб.
    Грохочет сердце, словно в бочке камень.
    Во мне сидит мохнатый, злобный жлоб
    С мозолистыми, цепкими руками.
    Когда, мою заметив маету.
    Друзья бормочут: — Снова загуляет... —
    Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!..
    ...Я оправданья вовсе не ищу,—
    Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,
    Но я себе мгновенья не прощу,
    Когда меня он вдруг одолевает.
    Его сатира, вскрывая уродливые явления жизни, так же необычна. Чаще всего писатели и поэты иронизируют над собой, показывая окружающую реальность. Высоцкий же каждый раз создает самостоятельный персонаж: чаще всего мещанина, обывателя. И тут он весьма схож с Зощенко. Чего стоит его, тоже ставший классическим, диалог у телевизора:
    ... Тут на работе так накувыркаешься.
    Придешь домой — там ты сидишь.
    Ну и меня, конечно, Зин, Тотчас лее тянет в магазин,
    А там — друзья, ведь я лее, Зин, Не пью один.
    Высоцкий не чужд философии..И его рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира:
    ... Разницы нет никакой между Правдой
    и Ложью,
    Если, конечно, и ту и другую раздеть...
    ... Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
    Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
    Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
    И ускакала на длинных и тонких ногах.
    Иногда, часто завуалированно, в строках Высокого проскакивает нежная лирика. И тут он опять с Маяковским:
    Я поля влюбленным постелю,
    Пусть поют во сне и наяву!
    Я дышу — и, значит, я люблю!
    Я люблю — и, значит, я живу!
    Кем же он был больше? Поэтом? Певцом, бардом? Актером? Так ли это важно? Важно, что он был личностью!
    Его любимая роль в театре, роль, о которой мечтают все артисты,— Гамлет. Играл он ее по-своему — блестяще. И в жизни он всегда был немного Гамлетом:
    Я знал, что, отрываясь от земли,
    Чем выше мы — тем жестче и суровей.
    Я шел спокойно прямо в короли
    И вел себя наследным принцем крови...
    Судьба не всегда сурова к гениям. После легализации Высоцкого, после его смерти написано много исследовательских статей о его творчестве. Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса с соленой народной песней, он не скатился до пошлости. Удачей можно считать и то, что в этот период магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.
    Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зэковские песни: как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.
    Мне нельзя на волю,
    Не имею права.
    Можно лишь от двери
    До стены.
    Мне нельзя налево,
    Мне нельзя направо,
    Молено только неба кусок,
    Молено только сны...
    А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:
    Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.
    Они в надежных, жилистых руках.
    К тому же этих тайн мы знать не знаем,
    Мы умникам секреты доверяем,
    А мы, даст Бог, походим в дураках.
    Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:
    Жил я с матерью и батей
    На Арбате, век бы так,
    А теперь я в медсанбате
    На кровати, весь в бинтах.
    Что нам слава, что нам Клава —
    Медсестра и белый свет.
    Помер мой сосед, что справа,
    Тот, что слева,— еще нет.
    Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофером-дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.
    И нас хотя расстрелы не косили,
    Но жили мы, поднять не смея глаз.
    Мы тоже дети страшных лет России —
    Безвременье вливало водку в нас.
    Вот где, скорее всего, кроется ответ: вышедший из народа народный поэт, с народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд нуждами, со всенародным “недостатком”, да еще вдобавок нелегальный, непризнанный официально!
    ... И об стакан бутылкою звеня,
    Которую извлек из книжной полки,
    Он выпалил: “Да это ж про меня!
    Про нас про всех, какие, к черту, волки?!”
    Ну все — теперь, конечно, что-то будет,
    Уже три года — в день по пять звонков.
    Меня зовут к себе большие люди.
    Чтоб я им пел “Охоту на волков”.
    А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:
    ...Я от суда скрываться не намерен:
    Коль призовут — отвечу на вопрос.
    Я до секунд всю жизнь свою измерил
    И худо-бедно, но тащил свой воз.
    Но знаю я, что лживо, а что свято —
    Я понял это все-таки давно.
    Мой путь один, всего один, ребята,
    Мне выбора, по счастью, не дано.
    Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный талант этого человека сделал его “своим” для миллионов людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А вот эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой... Так происходило только с Пушкиным.
    Если ж он не скулил, не ныч,
    Пусть он хмур быч и зол, но шел,
    А когда ты упал со скал,
    Он стонал, но держал,—
    Если шел он с тобой как в бой,
    На вершине стояч хмельной,—
    Значит, как на себя самого,
    Положись на него!
    По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
    Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”. Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом. Эль-дар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.
    Как все мы веселы бывали и угрюмы,
    Но если надо выбирать и выбор труден.
    Мы выбираем деревянные костюмы,
    Люди! Люди!
    Нам будут долго предлагать — не прогадать.
    Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!
    Ну, а потом предложат: или — ши...
    И будут вежливы и ласковы настолько —
    Предложат жизнь счастливую на блюде.
    Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
    Люди, люди!
    Высоцкий ушел в тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех пор успело вырасти новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не “докучая моралью”...
    Сегодня не слышно биенья сердец —
    Оно для аллей и беседок.
    Я падаю, грудью хватая свинец.
    Подумать успев напоследок...
    Разрывы глушили биенье сердец,
    Мое же — мне громко стучало,
    Что все же конец мой — еще не конец:
    Конец — это чье-то начало.
    Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далекие теперь семидесятые, восьмидесятые. Таков удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1381 раз

    Всего 15 на 2 страницах по 10 на каждой странице
    [<<] [ 1 | 2 ]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 1
    ВсегоВсего: 1

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP