Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Экзаменационные изложения
    Экзаменационные изложения

    В. Ходасевич - «О Тютчеве»
    Тютчев - один из самых замечательных русских людей...

    Жить — значило для него мыслить. Всю жизнь он действительно тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять», когда не дневной ум, но «ночная душа» вдруг начинала жадно внимать любимой повести "про древний хаос, про родимый".

    В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из древнего Хаоса, как сигналы, подаваемые с далекой родины.

    В ту пору, когда сам Тютчев еще не был «открыт», составители хрестоматий рекомендовали его как «выдающегося описателя природы». Но для того, чтобы понимать его как «описателя», приходилось в его стихах не замечать главного, проходить мимо того, что лежало под кажущейся поверхностью «описания». Иногда поступали с варварской наивностью: просто зачеркивали то, что было истинным предметом стихотворения и для чего «картина природы» служила только мотивировкой или подготовкой. Так, знаменитое стихотворение «Люблю грозу в начале мая» сплошь и рядом печаталось без последней строфы, важнейшей для тютчевского замысла, но «неподходящей» и «лишней» для любителей описательства.

    Тютчев никогда не падает до описательства, никогда не предается «констатации» явлений. Ищущим «описаний» он говорит прямо: "Не то, что мните вы, природа — // Не слепок, не бездушный лик. // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык".

    Только ради того, чтобы услышать этот язык, как «голос матери самой», обращается он к природе.

    В мире сменяется день и ночь. Но для Тютчева не мочь покрывает природу, а, наоборот, день есть "златотканый покров», наброшенный над «безымянной бездной" Природа — только узор этого тканья. Настает ночь и благодатный

    успокоительный покров исчезает, бездна под ним обнажается «со своими страхами и мглами».

    Изощренный слух и изощренное зрение приводят Тютчева к одному: к разрушению «невозмутимого строя» во всем, к нарушению «созвучья полного в природе» — к обнажению бездны, родины всего сущего. И ночь, и «ветр ночной» равно страшны тем, что они уничтожают преграду меж человеком и этой бездной.

    Но вот вопрос: где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею Хаосе? В «покрове» или в «бездне»? Только ли день обольщает и утешает своим обманом, или он есть истинное прибежище? Нахождение человека в природе - - есть ли это изгнание из Хаоса или спасение от него? И, наконец, что такое тоска по Хаосу: возвышение или падение?

    Тютчев ответа не нашел. Он чувствовал себя навсегда раздвоенным. Вещая душа его вечно билась «на пороге как бы двойного бытия». Несомненно было одно для него: что Человек не прикреплен до конца ни к тому, ни к другому.

    (419 слов) (В.В.Ходасевич)



    1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент статьи В.Ходасевича "О Тютчеве".

    2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему Ф.И.Тютчева называют "поэтом мысли"?

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 2104 раз

    Дополнительно на данную тему
    «Преступление и наказание» (отрывок) - Достоевский Ф.М.«Преступление и наказание» (отрывок) - Достоевский Ф.М.
    Шолохов - «Поднятая целина» (Ю.А. Дворяшин)Шолохов - «Поднятая целина» (Ю.А. Дворяшин)
    Шолохов - «Тихий Дон» (Н.И. Великая)Шолохов - «Тихий Дон» (Н.И. Великая)
    О А.А. ФетеО А.А. Фете
    Отрывок: Судьба человека - ШолоховОтрывок: Судьба человека - Шолохов
    Отрывок - ШолоховОтрывок - Шолохов
    Печорин - ЛермонтовПечорин - Лермонтов
    Михаил Шолохов - Судьба человекаМихаил Шолохов - Судьба человека
    Михаил Шолохов - Судьба человекаМихаил Шолохов - Судьба человека
    Преступление и наказание. Часть 6. Глава 8. - ДостоевскийПреступление и наказание. Часть 6. Глава 8. - Достоевский

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 1
    ВсегоВсего: 1

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP