Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Биографии

    Вяземский П.А.
    Вяземский Петр Андреевич

    (1792-1878), князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской АН (1841). В ранней лирике сочетание гражданских традиций 18 в. и "легкой поэзии". С 40-х гг. поэзия воспоминаний, трагические мотивы; придерживался консервативных общественных взглядов. Мемуары ("Старая записная книжка").

    * * *

    ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич, [12 (23) июля 1792, Москва 22 ноября 1878, Баден-Баден], князь, русский поэт, друг и литературный единомышленник А. С. Пушкина.

    Семья. Образование

    Потомок старинного дворянского рода, Вяземский получил блестящее домашнее образование, позднее завершенное в петербургских пансионах (1805-07). В московском доме Вяземских и в их подмосковном имении Остафьево бывали И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и др.; большое влияние на юного князя оказал Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти отца.

    "Декабрист без декабря"

    В 1812 Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1818 служил чиновником в Варшаве. Однако вскоре попал в опалу, чему немало способствовали независимость личного поведения и политическое фрондерство; в 1821 уехал в Москву, где за ним был установлен полицейский надзор. В стихах этого времени, распространявшихся в списках, "Петербург" (1818), "Негодование" (1820; в анонимном доносе было названо "катехизисом заговорщиков") нашли выражение оппозиционные взгляды Вяземского, выступавшего за "просвещенную" конституционную монархию, гражданские права, "законные" свободы. Отказавшись, однако, от участия в тайных обществах, Вяземский вошел в историю декабристского движения как "декабрист без декабря" (С. Н. Дурылин). Тяжело переживший расправу над декабристами поэт остался привержен радикальным убеждениям (сатирическое стихотворение "Русский бог", 1828).

    Литературные баталии. Вяземский-критик

    Острый ум и полемический темперамент Вяземского в полной мере проявились в литературных баталиях. Стоявший у истоков "Арзамаса", он в едких и насмешливых эпиграммах, афоризмах, письмах боролся с литературными староверами членами "Беседы любителей русского слова". В изданиях пушкинского круга 1820-30-х гг. "Северных цветах", "Литературной газете", "Современнике" и др. Вяземский выступал против Ф. В. Булгарина, "торгового направления" в словесности, вставал на защиту писателей, обвиненных в "литературном аристократизме".

    Деятельность Вяземского-критика способствовала становлению романтизма в России (статьи 1820-х гг. о Пушкине, Жуковском, А. Мицкевиче), сыграла значительную роль в самоопределении русской литературы (статьи о "Ревизоре" Н. В. Гоголя, 1836; "Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина", 1847). Свыше 20 лет Вяземский работал над книгой о Д. И. Фонвизине (1848), явившейся первой отечественной литературоведческой монографией.

    "Я пережил и многое и многих...". Вяземский-поэт

    В поэзии Вяземского 1810- 20-х гг. культивировались жанры дружеского послания и медитативной элегии ("Первый снег", "Уныние", оба 1819); в ряде случаев он шел вразрез с пушкинской школой гармонического стиха, вводил бытовую лексику и разговорную интонацию, способствуя тем самым обновлению поэтического языка ("Ухаб", 1821, "Того-сего", 1825, и др.).

    В ином ключе написаны лучшие стихи позднего Вяземского, который после смерти Пушкина, все сильнее ощущая себя "обломком" прошедшего, создавал образ своего "золотого века": это поэзия воспоминаний с доминирующим мотивом необратимости прошлого, его несовместимости с измельчавшим настоящим. Драматизм мироощущения Вяземского усугублялся семейными горестями из восьми его детей лишь один П. П. Вяземский дожил до зрелых лет. Темы смерти, покорности промыслу, верности памяти ушедших, мотивы душевной усталости и трагического одиночества пронзительно звучат в стихах "Я пережил и многое и многих" (1837), "Все сверстники мои давно уж на покое" (1872), "Жизнь наша в старости изношенный халат" (1875-77) и др.

    Придворный, сенатор, министр

    Между тем поэтический "расчет" с прошлым происходит на фоне успешной служебной карьеры Вяземского: поднимаясь все выше по ступеням чиновной лестницы, он становится товарищем министра народного просвещения (1855-58), членом Главного управления цензуры, с 1859 сенатором, обер-шенком двора, членом Государственного совета. Переход в "правительственный лагерь" не погашает в нем внутренней оппозиционной установки. Переживая глубокий разлад с современностью, Вяземский демонстрирует неприятие всего народившегося нового от нигилистов до крайних славянофилов.

    Летописец эпохи

    В последние десятилетия, большей частью проведенные за границей, Вяземский пишет мемуары о дворянском быте "допожарной", "грибоедовской" Москвы. "Записная книжка", которую он вел с 1813 до конца жизни, ценнейший документ, зафиксировавший "устную летопись эпохи": свидетельства неименитых современников, анекдоты, крылатые речения и т. п.

    Не только разносторонняя деятельность, многообразное участие в литературном процессе, но и сама личность Вяземского, "звезды разрозненной плеяды" (Е. А. Баратынский), вечного полемиста, ипохондрика и язвительного острослова, собеседника Пушкина, Жуковского, Баратынского, Д. Давыдова, неотъемлемая часть культуры пушкинской эпохи.

    Дата публикации: 09.02.2008
    Прочитано: 1085 раз
    Высоцкий Владимир Семенович (1938 — 1980)
    Поэт, прозаик, автор песен, актер. Родился 25 января Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947 — 1949 Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью — в Москве.

    После окончания школы поступил (по настоянию родителей) в МИСИ на механический факультет, но скоро понял, что это не для него, ушел из института и поступил в студию МХАТ (раньше несколько лет занимался в самодеятельности). Учился с 1956 по 1960.

    Окончив училище, начал работать в Московском театре им. А. С. Пушкина, но вскоре ушел и "начал бродить по разным московским театрам".

    С 1964 поступил в труппу только что организованного Театра на Таганке, актером которого оставался до конца жизни. Главный режиссер Ю. Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением отно-сился к его песенному творчеству, дал возможность работать в спектаклях как автору текстов и музыки. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей.

    Стихи Высоцкий начал писать очень рано, не бросил это занятие и в юности, поощряемый своими близкими друзьями, для которых и писал, и пел ("Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне..."). Первую песню написал в Ленинграде в 1961. Впервые услышав исполнение Окуджавы, поразился, насколько такая манера излагать стихи под гитару воздействует на слушателей. Стал пытаться делать это сам.

    Первые песни — дань времени — так называемые "дворовые", городские песни. За свою короткую жизнь Высоцкий написал около тысячи песен в разных жанрах: сказки, бурлески, шутки, маршевые ритмы и др.

    Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 художественных фильмах. Официально непризнанный, поэт был любим миллионами людей; минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам, песни Высоцкого становились известны всем. Он нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет. Каждую "роль", сочиненную в песне, автор проживал. С помощью жены, Марины Влади, смог в 1979 совершить концертное турне по США, побывать в разных странах, "повидать мир".

    При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта. После смерти В. Высоцкого, в Москве, был издан сборник стихов поэта — "Нерв" (1981), составленный Р. Рождественским; позже — небольшой томик его прозы.

    В 1988 вышла большая книга стихотворений В. Высоцкого "Избранное", в которой его поэтическое творчество представлено наиболее полно: "Братские могилы", "Песня о друге", "Про йогов", "Прощание", "Спасите наши души", "Москва — Одесса", "07", "Банька по-белому", "Охота на волков", "Диалог у телевизора" и многие другие.

    Дата публикации: 09.02.2008
    Прочитано: 1035 раз
    Высоцкий В.С.
    Высоцкий Владимир Семенович

    (1938- 1980), поэт, прозаик, бард.

    Родился 25 января в Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947-49 Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью - в Москве.

    После окончания школы поступил (по настоянию родителей) в МИСИ на механический факультет, но скоро понял, что это не для него, ушел из института и поступил в студию МХАТ (раньше несколько лет занимался в самодеятельности). Учился с 1956 по 1960. Окончив училище, начал работать в Московском театре им. А.С.Пушкина, но вскоре ушел и "начал бродить по разным московским театрам".

    С 1964 поступил в труппу только что организованного Театра на Таганке, актером которого оставался до конца жизни. Главный режиссер Ю.Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением относился к его песенному творчеству, дал возможность работать в спектаклях как автору текстов и музыки. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей.

    Стихи Высоцкий начал писать очень рано, не бросил это занятие и в юности, поощряемый своими близкими друзьями, для которых и писал, и пел ("Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне..."). Первую песню написал в Ленинграде в 1961. Впервые услышав исполнение Окуджавы, поразился, насколько такая манера излагать стихи под гитару воздействует на слушателей. Стал пытаться делать это сам. Первые песни - дань времени - так называемые "дворовые", городские песни. За свою короткую жизнь Высоцкий написал около тысячи песен в разных жанрах: сказки, бурлески, шутки, маршевые ритмы и др.

    Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 худ. фильмах. Официально непризнанный, поэт был дорог и любим миллионами людей; минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем. Он нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет. Каждую "роль", сочиненную в песне, автор проживал. С помощью жены, Марины Влади, смог в 1979 совершить концертное турне по США, побывать в разных странах, "повидать мир".

    При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта. После смерти В.Высоцкого, 23 июля 1980 в Москве, был издан сборник стихов поэта - "Нерв" (1981), составленный Р.Рождественским; позже - небольшой томик его прозы.

    В 1988 вышла большая книга стихотворений В.Высоцкого "Избранное", в которой его поэтическое творчество представлено наиболее полно: "Братские могилы", "Песня о друге", "Про йогов", "Прощание", "Спасите наши души", "Москва - Одесса", "07", "Банька по-белому", "Охота на волков", "Диалог у телевизора" и многие другие.

    Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

    ********************************************************************************************

    Высоцкий Владимир Семёнович
    (1938, Москва — 1980, там же), актёр, поэт, певец и исполнитель собственных песен. Родился в семье военного, на 1-й Мещанской улице (проспект Мира), 126 (дом не сохранился; ныне на этом месте жилой дом № 76); жил здесь в 1938—41, в 1943—46 и с конца 1955 по 1962. С 1946 Высоцкий жил в новой семье отца, в том числе в 1947—49 в г. Эберсвальд (Германия). Вернувшись в Москву, семья поселилась в д. 15 в Большом Каретном переулке (мемориальная доска); впоследствии на вопрос — «любимое место в любимом городе?» Высоцкий отвечал: «Самотёка, Москва» (этому району посвящено стихотворение «Большой Каретный»). В Большом Каретном переулке находилась школа № 186, которую в 1955 Высоцкий окончил; в квартире в Большом Каретном переулке он встречался с И.В. Кохановским, В.М. Шукшиным, А.А. Тарковским, О.А. Стриженовым и др. В 1955 — 1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева, в 1960 окончил школу-студию МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко (Камергерский переулок, 3а), работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (Тверской бульвар, 23) и Театре миниатюр, с 1964 в Театре на Таганке. Наиболее значительные роли в театре: Галилео Галилей («Галилей» Б. Брехта, 1966), Хлопуша («Пугачёв» по С.А. Есенину, 1967), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, 1971), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1975). Первая большая роль в кино — радист Володя в фильме «Вертикаль» (1967), где Высоцкий исполнил специально сочинённые им для фильма песни. Среди последующих киноролей: геолог Максим («Короткие встречи», 1968), белый офицер Брусенцов («Служили два товарища», 1968), браконьер Рябой («Хозяин тайги», 1969). В экранизациях русской классики сыграл роли фон Корена («Плохой хороший человек» по Чехову, 1973), Дон Гуана («Маленькие трагедии» по А.С. Пушкину, 1980). Особую популярность принесла Высоцкому роль капитана Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 1960—61 появились первые песни Высоцкого, исполняемые в узком кругу; с 1965 пел со сцены. В 1981 вышел первый сборник его стихов «Нерв». Высоцкий, поэт, певец, актёр, имел огромное значение для общественного сознания 1960—80-х гг. В своём поэтическом, песенном творчестве и актёрском имидже он воплощал стремление к личной независимости и достоинству. С 1975 жил на Малой Грузинской улице, 28 (мемориальная доска). В Нижнетаганском тупике, 3, существует Музей В.С. Высоцкого (с 1992; Государственный культурный центр); на Страстном бульваре в 1995 установлен памятник поэту (скульптор Г. Распопов). Государственная премия СССР (1987, посмертно). Похоронен на Ваганьковском кладбище. (надгробный памятник работы А.И. Рукавишникова).
    Литература: Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого, М., 1988; Влади М., Владимир, или Прерванный полет, перевод с французского, М., 1989.

    Дата публикации: 09.02.2008
    Прочитано: 1037 раз
    Волошин М.
    Волошин Максимилиан

    Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 г. в Духов
    день — 16 мая. Отец — А. М. Кириенко-Волошин, по происхождению из
    запорожских казаков, — после рождения сына оставил семью и вскоре
    умер. Воспитанием ребёнка занималась мать — Елена Оттобальдовна.
    Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей,
    домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше
    помнил многое наизусть из русской классики. Учась в гимназии и
    университете, переводил из Гейне, Ленау, Фрейлиграта. На его развитие
    влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме. Позже
    Волошин назовёт Париж своей духовной родиной. С детства он бредит
    стихами и даже “молится о том, чтобы стать поэтом” . В ранних
    поэтических опытах заметно подражание Брюсову.
    Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от
    родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность. Ничему
    путному, как ему казалось, он в гимназии не научился, равно как и в
    Московском университете, куда поступил в 1897 г. на юридический
    факультет.
    В 1899 г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих
    беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете,
    Волошин всё же покинул Москву. В 1901 г. он переехал в Париж, чтобы
    слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук,
    заниматься самообразованием.
    В той среде, которая окружала его в Париже, увлекались средневековой
    и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на
    особый, данный свыше путь для духовных исканий оказались
    чрезвычайно близкими Волошину. Сам он прошёл через краткое
    увлечение социализмом, был масоном, изучал буддизм (в Париже
    познакомился с одним из тибетских лам) , а затем антропософию.
    Противник всякого насилия над личностью — религиозного или
    политического, — искатель тайных связей между минувшим и настоящим,
    Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то,
    которое укажет путь истинный.
    Окончательно “выплавить свой дух” Волошину всё же суждено было не в
    Париже, а в Киммерии — так вслед за древними греками он называл
    восточную часть Крыма, когда-то населённую племенами киммерийцев.
    Здесь, в Коктебеле, где Волошин впервые побывал в 1893 г., он начал
    спустя десять лет строить по собственным чертежам дом, названный им
    впоследствии Домом Поэта. Сюда Волошин приезжал в 1907 г., чтобы
    вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой —
    Маргаритой Сабашниковой.
    Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916 г., чтобы поселиться уже
    навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил
    революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти,
    он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу:
    Чтоб в годы лжи, паденья и разрух В уединеньи выплавить свой дух И
    выстрадать великое познанье.
    “Дом поэта”
    Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в
    мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни,
    Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно
    энергичен. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал
    решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а
    то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На
    его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип Мандельштам,
    Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем
    матери Марии. В стихотворении “Дом поэта” (1926 г.) Волошин,
    вспоминая о Гражданской войне, писал:
    В те дни мой дом — слепой и запустелый —
    Хранил права убежища, как храм,
    И растворялся только беглецам,
    Скрывавшимся от петли и расстрела.
    И красный вождь, и белый офицер —
    Фанатики непримиримых вер —
    Искали здесь под кровлею поэта
    Убежища, защиты и совета.
    В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто
    политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму.
    Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и
    в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область
    и народ…” .
    В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его
    мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но
    писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии;
    в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической,
    философской, религиозной точек зрения.
    Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим
    легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень
    близкого и дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему
    прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять
    дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло
    кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился.
    В своём завещании Максимилиан Волошин просил похоронить его на
    горе, с которой открывался вид на Коктебельскую бухту. После его
    смерти, которая произошла 11 августа 1932 г., воля поэта была
    исполнена.
    Лики творчества.
    В гимназии Волошин учился без особого интереса, зато уже со школьных
    лет с увлечением занялся переводами и сочинением собственных стихов.
    Осенью 1895 г. впервые в печати появилось его стихотворение — “Над
    могилой В. К. Виноградова” (в память умершего директора феодосийской
    гимназии) . Попав в Ташкент, юный Волошин печатал в газете “Русский
    Туркестан” не только стихи, но и свои первые статьи о литературе и о
    заграничных впечатлениях. Поселившись во Франции, он публиковал в
    русских газетах и журналах заметки, посвящённые парижской
    литературной и художественной жизни. Стремясь познакомить русскую
    публику с дорогой его сердцу французской культурой, Волошин посвятил
    ей более половины статей, написанных им за всю жизнь. В то же время,
    живя во Франции, он писал во французские газеты о событиях,
    происходивших в России.
    За границей и во время приездов на родину Волошин сблизился с
    символистами — К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Вяч. Ивановым.
    Брюсов высоко ценил его как поэта, “любящего стих и слово” . Стихи
    Волошина печатались в символистских журналах “Весы” и “Золотое руно”
    . В статье “Леонид Андреев и Фёдор Соллогуб” (1907 г.) он писал: “Быть
    символистом — значит в обыденном явлении жизни провидеть вечное…” .
    Именно это “вечное” — проявление “в обыденном” каких-то внеземных
    законов, стоящих над человеком и человечеством, — всегда искал сам
    Волошин.
    Интересы его были на удивление разносторонни: астрономия, геология,
    биология. Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только
    поэзия. Ещё в 1902 г. он начал писать маслом, а в середине 10-х гг. —
    акварелью. Из опубликованных им статей 69 посвящены живописи,
    скульптуре и графике, 34 — театру, 11 — танцу. Волошин работал над
    книгой “Дух готики” (1913 — 1914 гг.) , писал брошюру “О Репине” (1913 г.) ,
    в которой выступил против излишнего натурализма в искусстве; собирал
    материалы для биографии В. И. Сурикова.
    В 10-х гг. Волошин написал ряд статей, которые печатались в газетах
    под общей рубрикой “Лики творчества” . Создавая в своих статьях
    “цельный лик художника” , он не только анализировал произведения, но
    глубоко проникал в душу поэта. Голос, лицо, даже одежда и обстановка
    комнаты, по мнению Волошина, могут порой сказать об авторе не
    меньше, чем его сочинения. Правда, Волошин признавал, что иногда
    творил “легенду о поэте” , которая не обязательно совпадала с
    реальными фактами. Но, как всякие легенды, они были не случайны, не
    произвольны; они помогали понять то, что не объяснимо никакими
    фактами или строгим анализом.
    В 1910 г. в Москве вышел первый поэтический сборник Максимилиана
    Волошина, неброско названный “Стихотворения. 1900-1910” . Автор
    включил в него уже печатавшиеся в периодических изданиях стихи — и
    ранние и более поздние. Большинство их написано под влиянием
    современных французских поэтов, у которых Волошин учился чеканности
    формы, точности эпитетов, ясности поэтических образов, умению зримо
    рисовать окружающий мир.
    “С начала войны я уже не писал больше чистой лирики…” — признавался
    Волошин. В 1915 г. он выпустил новый сборник стихов, “Anno mundi
    ardentis 1915” (“В год пылающего мира 1915” ) , где события Первой
    мировой войны преломляются в античных, библейских, апокалиптических
    образах. Волошин сравнивал происходящее со Всемирным потопом, он
    вспоминал о Ноевом ковчеге, ему мерещилась Звезда-полынь,
    предвещающая конец света.
    В 1918 г. у Волошина вышел сборник избранных стихотворений “Иверни” .
    В не вошедшем в книгу предисловии Волошин объяснил его содержание,
    исходя из древних представлений о том, что человеческую жизнь
    определяют четыре стихии Вселенной: земля, вода, огонь и воздух
    (эфир) . “Человек — странник: по земле, по звёздам, по вселенным…
    Вначале странник отдаётся… впечатлениям внешнего мира, переходит
    потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит
    сквозь испытание стихией воды… познаёт огонь внутреннего мира и
    пожары мира внешнего…” После Октября Волошину удалось напечатать
    кроме “Иверни” только сборник “Демоны глухонемые” (1919 г.) . Книга
    состояла из трёх частей. Первая, “Ангел мщенья” , — мистическое
    предзнаменование революции. Вторая, “Пламенники Парижа” , — эпоха
    Французской революции как прообраз катастрофы 1917 г. Третья,
    включающая помимо стихов поэму “Протопоп Аввакум” , названа “Пути
    России” и непосредственно обращена к отечественной истории. Отсюда и
    основные мотивы сборника. В нём есть религиозные параллели,
    например, революция уподоблена одержимости бесами:
    Не тем же ль духом одержима
    Ты, Русь глухонемая! Бес,
    Украв твой разум и свободу,
    Тебя кидает в огонь и воду,
    О камни бьёт и гонит в лес.
    “Русь глухонемая” , 1918 г.
    Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество
    России, которая, чтобы спасти Европу, “совершает в настоящее время
    жертвенный подвиг, принимая на себя… заболевание социальной
    революцией” . Поэт преклонялся перед Высшей волей, определившей
    России такую судьбу:
    Нам ли весить замысел Господний?
    Всё поймём, всё вынесем, любя, —
    Жгучий ветр полярной преисподней,
    Божий бич, приветствую тебя!
    “Северо-восток” , 1920 г.
    В 1925 г. Волошин подготовил к изданию поэтический сборник
    “Неопалимая Купина” . В него вошли произведения, созданные после
    1914 г., — стихи о войне, России и революции, задуманная ещё в 1918 г.
    поэма “Россия” (1924 г.) . Однако опубликовать сборник не удалось, так
    же как поэму “Путями Каина” , создававшуюся в 1922-1929 гг. Это
    произведение Волошин посвятил “трагедии материальной культуры”
    человечества, губительным сторонам цивилизации и технического
    прогресса. Для идеологов нового государства подобные воззрения поэта
    были неприемлемы, как и его взгляды на судьбу России.
    В стихотворении “Подмастерье” (1917 г.) — этом, по словам самого
    автора, поэтическом “исповедании веры” — Волошин утверждал, что
    человек рождён, …чтоб выплавить из мира Необходимости и Разума —
    Вселенную Свободы и Любви… Революция не убила в Волошине этой
    глубокой веры — в возможность переплавить в человеческой душе зло в
    добро.
    Анализ стихотворений.
    Многие стихотворения Волошина можно понять, лишь зная его образ
    мыслей, те мистические идеи, которыми он жил, или конкретные
    обстоятельства его биографии. Примером может служить вошедшее в
    сборник “Anno mundi ardentis 1915” (“В год пылающего мира 1915” )
    стихотворение “Томимый снами, я дремал…” , написанное в августе 1914 г.,
    вскоре после начала Первой мировой войны, в небольшом швейцарском
    городке Дорнахе и посвящённое М. В. Сабашниковой:
    Томимый снами, я дремал,
    Не чуя близкой непогоды;
    Но грянул гром, и ветр упал,
    И свет померк, и вздулись воды.
    И кто-то для моих шагов
    Провёл невидимые тропы
    По стогнам буйных городов
    Объятой пламенем Европы.
    Уже в петлях скрипела дверь
    И в стены бил прибой с разбега,
    И я, как запоздалый зверь,
    Вошёл последним внутрь ковчега.
    Содержание стихотворения связано как с антропософскими взглядами
    Волошина, так и с событиями его жизни. В Дорнахе в начале XX в. велось
    строительство антропософского храма. В этих работах в качестве
    художницы участвовала и первая жена Волошина — Маргарита
    Сабашникова. В 1914 г. по её приглашению поэт приехал в Дорнах, как он
    сам вспоминал “в самые последние часы перед началом войны” . И
    Волошин, и его друзья в Дорнахе восприняли это благополучное
    прибытие как явное чудо — кругом закипала война, и ехать через
    Германию было небезопасно. Поэт писал: “Всюду я попадал на
    последний поезд, последний пароход; было чувство, что все двери за
    моей спиной с шумом захлопывались — и что назад возврата нет” .
    В стихотворении Волошин пишет о незримой опасности, которая может
    подстерегать человека на его жизненном пути. Но иногда судьба может
    преподнести страннику настоящий подарок. Для Волошина дорнахский
    храм превращается в спасительный ковчег, в который поэт, следуя
    Высшей воле, успевает войти в последний миг перед началом
    Всемирного потопа.
    Хотя война не избавляет Землю от недостойных представителей
    человечества, она является причиной гибели огромного числа людей,
    принимающих в ней участие. Поэтому Волошин, сравнивая дорнахский
    храм с ковчегом, намекает на бесчисленные жертвы, число которых могло
    быть больше только во время Всемирного потопа.
    Мир С Россией кончено… На последях
    Её мы прогалдели, проболтали,
    Пролузгали, пропили, проплевали,
    Замызгали на грязных площадях,
    Распродали на улицах: не надо ль
    Кому земли, республик, да свобод,
    Гражданских прав? И родину народ
    Сам выволок на гноище, как падаль.
    О, Господи, разверзни, расточи,
    Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
    Германцев с запада, Монгол с востока,
    Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
    Чтоб искупить смиренно и глубоко
    Иудин грех до Страшного Суда!
    Стихотворение Максимилиана Волошина “Мир” , входящее в сборник
    “Пути России” , написано 23 ноября 1917 г. в Коктебеле. Первоначально
    оно называлось “Брестский мир” . Стих отражает переживания Волошина,
    связанные с началом (20 ноября 1917 г.) переговоров в Брест-Литовске с
    Германией, диктовавшей России тягчайшие условия мира.
    Автор выражает протест против разбазаривания Родины, использования
    её богатства в своих корыстных интересах. Но самым бездумным и
    антипатриотичным поступком Волошин считает передачу Германии
    части территории России. Для автора он равносилен предательству
    Иудой своего учителя и наставника Христа. И даже если русский народ
    раскается в совершённом им злодеянии, искупить свои грехи он сможет
    только после длительных и страшных испытаний, посланных Господом.
    Волошин призывает читателей не забывать о стране, в которой они
    родились. Необходимо сохранить её культуру, обычаи, и, конечно, нельзя
    раздавать территории государства, каким бы большим оно не являлось.
    Любовь Волошина к современной России была не только любовью
    благословляющей. Она предполагала, прежде всего, всестороннее
    знание — о высоких духовных взлётах и о хаотических всплесках, о
    великом и о низменном, уродливом, косном. Поэт не способен был
    принять и оправдать насилие, безудержно льющуюся кровь,
    обесценивание человеческой жизни и оскудение людских душ. Можно
    было бы посетовать на то, что красные и белые были для него на одно
    лицо: имели одно, человеческое лицо, — но, думается, сейчас, много
    десятилетий спустя, настало, наконец, время отдать должное
    искренности и силе духа художника-гуманиста, сумевшего остаться самим
    собой в дни тяжелейших испытаний и стать подлинным летописцем
    своей эпохи. Не случайно Александр Бенуа подчёркивал, что значение
    стихов Волошина о современности по достоинству смогут оценить только
    грядущие поколения: “Кто знает, когда его через полвека “откроет”
    какой-нибудь исследователь русской поэзии периода войны и революции,
    он вовсе не сочтёт творения Волошина за любопытные и изящные
    “отражения” , а признает их за подлинные откровения. Его во всяком
    случае поразит размах волошинской искренности и правдоподобия…” .

    Список используемой литературы.
    1. М. Д. Аксёнова “Энциклопедия для детей. Русская литература” — М.:
    Аванта+, 1998.
    2. М. А. Волошин “Избранные стихотворения” — М.: Советская Россия,
    1988.
    3. А. Г. Соколов “История русской литературы конца XIX- начала XX века”
    — М.: Высшая школа, 1979.
    4. М. А. Волошин “Пути России: стихотворения и поэмы” — М.:
    Современник, 1992.

    Дата публикации: 09.02.2008
    Прочитано: 1098 раз
    Вознесенский А.А.
    Вознесенский Андрей Андреевич

    (р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976; Государственная премия СССР, 1978), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Лонжюмо" (1963), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1178 раз
    Винокуров Е.М.
    Винокуров Евгений Михайлович

    (1925-93), русский поэт. Стихи о людях военного поколения, об их духовном возмужании. Тяготел к философской лирике. Сборники "Лицо человеческое" (1960), "Слово" (1962), "Контрасты" (1975), "Жребий" (1978), "Бытие" (1982), "Ипостась" (1984). Поэма "На Запад" (1981). Переводы. Государственная премия СССР (1987).

    Родился и умер в Брянске.

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1275 раз
    Вампилов А.В.
    Вампилов Александр Валентинович

    (1937 - 1972), драматург.

    Родился 19 августа в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.

    Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств" (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961). После окончания университета работал в иркутской газете "Советская молодежь" (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.

    В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.). После возвращения в Иркутск в альманахах "Ангара" и "Сибирь" увидели свет все его драматургические произведения ("Прощание в июне", 1964; "Старший сын", 1965; "Утиная охота", 1968; "Прошлым летом в Чулимске", 1971; одноактные пьесы "Двадцать минут с ангелом", 1962, и "История с метранпажем", 1971, позже объединенные под общим названием "Провинциальные анекдоты").

    Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале.

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1204 раз
    Быков В.В.
    Быков Василий Владимирович

    р. 1924, белорусский прозаик.

    Родился 19 июня в деревне Череновщина Витебской области в крестьянской семье. В 1941, будучи студентом Витебского художественного училища, уходит добровольцем на фронт; прошел всю войну, закончив ее в Австрии, офицером Советской Армии.

    После войны еще в течение десяти лет служил в армии, затем демобилизуется и с 1955 занимается только литературной деятельностью. В 1950-е пишет военные рассказы и повести: "Смерть человека", "Двадцатый" и др., переводя свои произведения на русский язык. Повесть "Третья ракета", написанная в 1962, приносит писателю известность и признание.

    В 1960-е публикует повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", в 1970-е - "Сотников", "Обелиск", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться". Эти произведения поставили В.Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. В 1983 была опубликована повесть "Знак беды", получившая в 1986 Ленинскую премию. В 1986 - "Карьер". В.Быков живет и работает в Минске.

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1918 раз
    Бурлюк Д. Д.
    Бурлюк Давид Давидович (09.07.1882 – 15.01.1967)
    Бурлюк Давид Давидович - поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец - выходец из "купцов-козаков" — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях. Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г., вернулся в Казань. Писательский дебют состоялся в херсонской газете "Юг" (первая публикация – 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств – у профессора Вилли Дица; парижская мастерская "Эколь де Базар" – у художника Кормона). В Париже познакомился с К.Бальмонтом, Б.Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом. В 1907 г. семья в очередной раз переезжает. На этот раз - в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке "Стефанос". С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909-1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики. "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также "Гилея" (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, - футуристами . Первый сборник группы – "Садок судей" (1910) , при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния. По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник "Пощёчина общественному вкусу" (1912) с девизом "В защиту свободного искусства". Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем самотворчесве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912-1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты. Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах. В 1913-1914 гг. вместе с В.Маяковским и В.Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов). Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В.Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училища. В 1915 г. выходит сборник "Весеннее контрагентство муз", в 1916 – сборник "Четыре птицы". В 1915- 1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта. В 1918-1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919-1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920-1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 г. приезжал в СССР. Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию "отца российского футуризма", всячески им поддерживаемую (это определение вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка). В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собственное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских "проклятых" поэтов; а позднее – экспрессионистских течений в поэзии и прозе. Список используемой литературы: 1) Русский язык. Р. Г. Чечет. 2) Русские писатели. Библиографический словарь. П. А. Николаева. 3) Справочник по математике Гуринович К. М.

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1113 раз
    Бунин И.А.
    Бунин Иван Алексеевич

    (1870-1953) - прозаик, поэт, переводчик.
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы.
    Родился он в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне. Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В юности писатель перепробовал много профессий: служил статистом, библиотекарем, работал в газетах. Семнадцати лет Бунин напечатал свои первые стихи и с этого времени навсегда связал свою судьбу с литературой. Судьба Бунина отмечена двумя не прошедшими для него бесследно обстоятельствами: будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического образования, а после ухода из-под родного крова никогда не имел своего дома (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища). В 1895 году он
    приехал в Петербург, а к концу прошлого века был уже автором нескольких книг: "На край света" (1897), "Под открытым небом" (1898), художественного перевода "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло, стихов и рассказов. Бунин глубоко чувствовал красоту родной природы, превосходно знал быт и нравы деревни, ее обычаи, традиции и язык. Бунин - лирик. Его книга "Под открытым небом" - лирический дневник времен года, от первых признаков весны до зимних пейзажей, сквозь которые проступает близкий сердцу образ родины. Рассказы Бунина 1890-х годов, созданные в традициях реалистической литературы XIX века, открывают мир деревенской жизни. Безжалостно правдиво автор рассказывает о жизни интеллигента-пролетария с его душевными смутами, об ужасе бессмысленного прозябания людей "без роду-племени" ("Привал", "Танька", "Вести с родины", "Учитель", "Без роду-племени", "Поздней ночью"). Бунин считает, что с утратой жизнью красоты неизбежна утрата и ее смысла. В рассказе "Антоновские яблоки" (1900) впервые в столь определенной форме выявился взгляд Бунина "на быт и душу русских дворян" как на те же, "что и у мужика". Горький восхищался поэтичностью рассказа: "Это - хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно". Бунин дружил с Горьким, и в знак этой дружбы он посвятил Горькому поэму "Листопад" (1900). Наибольшую известность Бунину принесли его суровые реалистические повести и рассказы "Деревня", "Веселый двор", "Ночной разговор", "Суходол" и др. В повести "Деревня" (Бунин называл ее также и романом) автор нарушил традицию "розового" народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, "земляной личности". Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только не плодоносна, но и обречена на самораспад - экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне. Писатель на протяжении своей долгой жизни объездил много стран Европы и Азии.
    Впечатления от этих поездок послужили материалом для его путевых очерков ("Тень птицы", "В Иудее", "Храм Солнца" и другие) и рассказов ("Братья" и "Господин из Сан-Франциско"). (См. "Господин из Сан-Франциско"). Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно и категорически, отвергая как "кровавое безумие" и "повальное сумасшествие" всякую насильственную попытку перестроить человеческое общество. Свои чувства он отразил в дневнике революционных лет "Окаянные дни" - произведении яростного неприятия революции, опубликованном в эмиграции. В 1920 году Бунин выехал за границу и в полной мере познал участь писателя-эмигранта. Стихов в 20-40-е годы было написано мало, но среди них лирические шедевры - "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...", "Михаил", "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...", "Петух на церковном кресте". Вышедшая в 1929 году в Париже книга Бунина-поэта "Избранные стихи" утвердила за автором право на одно из первых мест в русской поэзии. В эмиграции написано десять новых книг прозы - "Роза Иерихона" (1924), "Солнечный удар" (1927), "Божье дерево" (1930) и др., и в том числе повесть "Митина любовь" (1925). Эта повесть о власти любви, с ее трагической несовместимостью плотского и духовного, когда самоубийство героя становится единственным "избавлением" от обыденности жизни. В 1927-1933 годах Бунин работал над своим самым крупным произведением - "Жизнь Арсеньева".
    В этой "вымышленной автобиографии" автор восстанавливает прошлое России, свое детство и юность. Произведения Бунина эмигрантской поры построены на русском материале, окрашены в ностальгические тона. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия "за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". К концу 30-х годов Бунин все больше ощущает тоску по Родине. С болью переживал он события на родине во время Великой Отечественной войны, радовался успехам и победам советских и союзных войск. С огромной радостью встретил победу. В эти годы Бунин создает рассказы, вошедшие в сборник "Темные аллеи", рассказы только о любви. Этот сборник автор считал самым совершенным по мастерству, особенно рассказ "Чистый понедельник". (См. "Темные аллеи"). В послевоенные годы Бунин доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не смог смириться с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР. В эмиграции Бунин постоянно перерабатывал свои уже опубликованные сочинения. Незадолго до смерти он просил печатать его произведения только по последней авторской редакции.

    Дата публикации: 08.02.2008
    Прочитано: 1161 раз

    Всего 172 на 18 страницах по 10 на каждой странице
    [<<] [ 1 | ... | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP