Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Высоцкий В.С.

    «Так оставьте ненужные споры!..» (поэзия)
    Я не люблю уверенности сытой,
    Уж лучше пусть откажут тормоза.
    Досадно мне, коль слово “честь” забыто
    И коль в чести наветы за глаза.
    В. Высоцкий

    Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые и простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне может так написать только прошедший ее дорогами. “Он — наш!” —Но так о Высоцком могли сказать все, о ком он писал.

    Кто захочет в беде оставаться один!
    Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
    Но спускаемся мы с покоренных вершин—
    Что же делать, и боги спускались на землю
    Так оставьте ненужные споры!
    Я себе уже все доказал—
    Лучше гор могут быть только горы.
    На которых никто не бывал.

    Все споры закончились, когда вышел фильм “Вертикаль”, и страна увидела молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары.

    Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
    Горы будят у нас и зовут нас остаться.
    Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,
    Потому что всегда мы должны возвращаться.

    Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный и щедрый талант этого человека сделал его “своим” миллионам людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой... Так происходило только с Пушкиным.

    Если ж он не скулил, не ныл,
    Пусть он хмур был и зол, но шел,
    А когда упал со скал,
    Он стонал, но держал, —
    Если шел он с тобой как в бой,
    На вершине стоял хмельной, —
    Значит, как на себя самого.
    Положись на него.

    По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал оттого, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
    Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”. Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом. Эль-дар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.

    Как все мы веселы бывали и угрюмы,
    Но если надо выбирать и выбор труден,
    Мы выбираем деревянные костюмы.
    Люди! Люди!
    Нам будут долго предлагать — не прогадать.
    Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!
    Ну, а потом предложат: или — или...
    И будут вежливы и ласковы настолько —
    Предложат жизнь счастливую на блюде.
    Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
    Люди, люди!

    Высоцкий ушел в тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех пор успело вырасти новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не “докучая моралью”...

    Сегодня не слышно биенья сердец —
    Оно для аллей и беседок.
    Я падаю, грудью хватая свинец,
    Подумать успев напоследок...
    Разрывы глушили биенье сердец,
    Мое же — мне громко стучало,
    Что все же конец мой — еще не конец:
    Конец — это чье-то начало.

    Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в “далекие” теперь семидесятые, восьмидесятые. Это удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

    Сейчас глаза мои сомкнутся,
    Я ухожу — придет другой.
    Мы не успели оглянуться,
    А сыновья уходят в бой.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1488 раз
    «От жизни никогда не устаю...» (анализ стихотворения «Я не люблю»)
    Я не люблю себя, когда я трушу.
    Я не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу.
    Тем более — когда в нее плюют.
    В. Высоцкий

    Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд.
    Мне хочется поговорить о его стихотворении “Я не люблю”. Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.

    Я не люблю фальшивого исхода,
    От жизни никогда не устаю.
    Я не люблю любое время года,
    В которое болею или пью.
    Я не люблю холодного цинизма,
    В восторженность не верю, и еще —
    Когда чужой мои читает письма,
    Заглядывая мне через плечо.

    В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.

    Я не люблю, когда наполовину,
    Или когда прервали разговор.
    Я не люблю, когда стреляют в спину,
    Я также против выстрела в упор.

    И как у большого поэта, у Высоцкого от личного “я” идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.

    Я ненавижу сплетни в виде версий,
    Червей сомненья, почестей иглу,
    Или — когда все время против шерсти,
    Или — когда железом по стеклу.
    Я не люблю уверенности сытой,
    Уж лучше пусть откажут тормоза.
    Досадно мне, коль слово “честь” забыто
    И коль в чести наветы за глаза.

    Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: “Я не люблю...” Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни” к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.

    Когда я вижу сломанные крылья —
    Нет жалости во мне, и неспроста.
    Я не люблю насилья и бессилья,
    Вот только жаль распятого Христа.

    Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.

    Я не люблю себя, когда я трушу,
    Я не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более — когда в нее плюют.
    Я не люблю манежи и арены —
    На них милъон меняют по рублю.
    Пусть впереди большие перемены,
    Я это никогда не полюблю!

    Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 2137 раз
    «Живая жизнь» В.С.Высоцкого
    Если не был бы я поэтом,
    То, наверно, был мошенник и вор.
    С. Есенин

    Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только “останется”, но будет энергично вмешиваться в жизнь живых.
    “В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное”, — писал известный поэт Д. Самойлов.
    Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не “слизывал” — он создавал: творил свой мир, свой язык. Несомненно также, что Высоцкий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.

    Так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.
    Вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.
    Вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей, —
    И холодные ветры проворно потекли из щелей...

    Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал “об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России”.

    Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:
    В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
    За что мне эта злая, нелепая стезя, —
    Не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.

    “Поэт после смерти принадлежит всем?” Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: “Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил... В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее”. Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.

    Мы бдительны — мы тайн не разболтаем, —
    Они в надежных жилистых руках,
    К тому же этих тайн мы знать не знаем —
    Мы умникам секреты доверяем, —
    А мы, даст бог, походим в дураках.

    Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была “невероятной по взлету и высоте полета”.

    Этот день будет первым всегда и везде —
    Пробил час, долгожданный серебряный час.
    Мы ушли по весенней высокой воде,
    Обещанием помнить и ждать заручась.

    Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена “человеческих документов” — писем, дневников, материалов.
    А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего “послания” потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.

    От границы мы землю вертели назад
    (Было дело сначала).
    Но обратно ее закрутил наш комбат,
    Оттолкнувшись ногой от Урала.
    Не пугайтесь, когда не на месте закат,
    Судный день — это сказки для старших,
    Просто Землю вращают, куда захотят,
    Наши сменные роты на марше.

    Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.

    Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,
    Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!
    И кричал со всхрипом я — люди не дышали,
    И никто не морщился, право же, никто.
    Да зачем же вы тогда все: “вранье” да и “хаянье”?
    Я всегда имел в виду мужиков — не дам.
    Вы не слушали меня, затаив дыхание.
    И теперь ханыжите, — только я не дам.

    В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что “судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека”. Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.

    Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
    Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
    Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
    Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

    Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1477 раз
    Чем мне близка поэзия В. Высоцкого?
    До чего же много в России замечательных поэтов! И каждый из них предстает перед нами во всей своей поэтической “красе”. В настоящее время читатель получил возможность знакомиться с творчеством современных поэтов и прозаиков в наиболее полном объеме, ведь теперь не существует понятия “запрещенной” литературы, как это было еще около тридцати лет назад. Мы имеем право не только любить наших писателей, но и знать о них практически все.
    Мне очень близка поэзия Владимира Семеновича Высоцкого, к сожалению, ушедшего из жизни на пике своего творческого расцвета. Близка темами, идеями, мотивами, но больше всего — жизненной правдой. Владимир Высоцкий — загадочное явление не только для своего времени, но для наших дней. Не имея возможности официально публиковать тексты своих стихов, он был, однако, известен всему Советскому Союзу: его песни заучивали наизусть, переписывали друг у друга и пели, сидя в тесном дружеском кругу. Чем же так брали за душу его стихи? Ответ прост: простотой, столь милой русскому характеру.
    Первые стихотворные опыты Владимира Высоцкого появились в виде пародий на так называемый “блатной” фольклор и носили скорее всего экспериментальный характер. Позже он отошел от этого жанра.
    Постепенно нарабатывая опыт поэтического творчества, Высоцкий обратился к военной теме, поднял проблему человеческих взаимоотношений и, конечно же, не обошел вниманием и любовь, чувство, которое Высоцкому довелось испытать в полной мере. Не случайно все его стихотворные произведения буквально “светятся” и “искрятся” от пережитых их автором эмоций.
    Уже в расцвете сил и лет Высоцкий встретил настоящую подругу жизни, свою судьбу и музу, Марину Влади. Своим творчеством данного периода он дает понять читателю, что все написанное им в стихах пережито и выстрадано не раз. Сила любви поэта не знала границ. “Живые”, хлесткие строки наглядно демонстрируют необыкновенную силу характера их автора и вместе с тем — его необыкновенную чуткость:

    Я дышу — и, значит, я люблю!
    Я люблю — и, значит, я живу!

    Греет душу и подкупает та искренность, с которой Высоцкий выражает и передает нам свои самые сокровенные мысли.
    Завораживает манера написания Высоцким стихотворных произведений. То мы видим перед собой пылкого, страстного влюбленного, то поэт предстает перед нами в образе фронтовика, немало повидавшего на своем веку. Многие люди долгое время действительно считали Высоцкого участником боевых событий — настолько убедительны и правдивы его строки о войне:

    Наконец-то нам дали приказ
    наступать,
    Отбирать наши пяди и крохи.
    Но мы помним, как солнце отправилось
    Вспять

    И едва не зашло на востоке. Можно смело представить себе Высоцкого в солдатской гимнастерке и с фляжкой в руке. Как, впрочем, и в любом другом облике — настолько пластична и образна его речь, выливающаяся в короткие, но необыкновенно емкие в смысловом отношении стихи. Трепетно относясь к дням нелегких испытаний, выпавших на долю Родины, Высоцкий не мог допустить и мысли о забвении пережитого.
    Сколько тысячелетий существует общество, столько же и живут пороки в нем.
    Восхищает способность Высоцкого метко и жестоко высмеивать эти самые пороки: пьянство, бескультурье, хамство:

    Ходят сплетни, что не будет больше
    слухов,
    И ходят слухи, будто сплетни
    запретят.

    Уважать этого человека можно даже за то, что, зная за собой ужасный порок — алкоголизм, — Высоцкий никогда не роптал на свою долю, не сетовал на безысходность. Были дни, когда Высоцкий находился на грани самоубийства. Выкарабкиваясь из “пропасти”, он писал строки, рассказывающие о том, что на самом деле испытывает человек, находящийся в такой ситуации:

    Даже от песен стал уставать,
    Лечь бы на дно, как подводная лодка,
    Чтоб не могли запеленговать...

    Тема дружбы является, на мой взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но в отличие от двух-трех настоящих, остальные относились к “лжетоварищам”: собутыльникам —тем, кто стал беспардонно именовать себя “друзьями Володи” уже после смерти поэта.
    Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:

    Он не вышел ни званьем, ни ростом,
    Не за славу, не за плату.
    А на свой необычный манер
    Он по жизни шагал над помостом
    По канату, натянутому, как нерв!

    Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.
    Еще много замечательных слов можно сказать о Владимире Семеновиче Высоцком. Многое уже неоднократно повторялось и уточнялось. Но для меня Высоцкий был, есть и останется навсегда этаким правдорубом — смелым и прямолинейным.
    Каждый год отделяет нас от дня смерти Высоцкого, но с каждым днем мы его любим и помним все сильнее.
    Настоящий поэт всегда живее всех живых!

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1407 раз
    Счастье есть дело судьбы, ума и характера." Н.М.Карамзин. (В.С.Высоцкий)
    Сочинения о Высоцком писать легко, потому что его песни знают в России все. Не надо стараться следовать тексту написанных в этой книге образцов. Просто вспоминаете какую-нибудь песню, отрывок из песни и объясняете, чем она вам нравится.
    Например, та же: "Охота на волков". Каждый сможет пояснить в своем сочинении, что эта песня не о волках, а о людях — аллегория, как в басне. Что подразумевается отсутствие в СССР демократии, разгул КГБ, гонение на инакомыслящих. Кроме того, любой талантливый человек в любой стране чувствовал себя одиночкой. Не всегда — волком, но почти всегда непонятым до конца. Талантливый человек постоянно ищет истину, он весь в противоречиях, сомнениях. Он, как и Высоцкий, — нерв эпохи, народа, совесть человеческая.
    Любопытно, что сам этот человек очень редко бывает хорошим с общепринятой точки зрения. Бандит с большой дороги Ф.Виньон, шизофреник и черносотенец Достоевский, гомосексуалист Чайковский, алкоголик Есенин... Но аморальные качества забываются, потому что творческий человек в своем творчестве всегда честен, искренен. И его живопись, его музыка, его книги будут волновать потомков.
    Судьба не всегда сурова к гениям. После посмертной легализации Высоцкого написано много исследовательских статей о его творчестве. Но эти статьи всего лишь "написаны", о них нельзя сказать, как о стихах Высоцкого, — "созданы". Конечно, надо считать удачей, что, создав своеобразный синтез городского жесткого романса и соленой народной песни, он не скатился до пошлости, как многие "модные" исполнители, понаехавшие в последнее время из эмиграции в Россию. Удачей можно считать и то, что в этот период магнитофоны стали доступны рядовым советским труженикам. Но бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие.
    Может, успех пришел за счет ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зэковские песни — как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй мог сесть.
    Мне нельзя на волю, Не имею права,
    Можно лишь от двери До стены.
    Мне нельзя налево, Мне нельзя направо,
    Можно только неба кусок, Можно только сны...
    А может, сатира принесла такую популярность. Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издевка вслух, под музыку:
    Мы бдительны — мы тайн не разболтаем.
    Они в надежных, жилистых руках.
    К тому же этих тайн мы знать не знаем,
    Мы умникам секреты доверяем,
    А мы, даст Бог, походим в дураках.
    Или же — глубокое понимание каждого типажа, каждого мини-героя песен-новелл, песен-эссе, песен-очерков:
    Жил я с матерью и батей
    На Арбате, век бы так,
    А теперь я в медсанбате
    На кровати, весь в бинтах.
    Что нам слава, что нам Клава —
    Медсестра и белый свет.
    Помер мой сосед, что справа,
    Тот, что слева, — еще нет.
    Не зря же в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофером-дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом — всего не перечислишь.
    И нас хотя расстрелы не косили,
    Но жили мы, поднять не смея глаз.
    Мы тоже дети страшных лет России —
    Безвременье вливало водку в нас.
    Вот где скорее всего кроется ответ — вышедший из народа народный поэт, с народным, привычным языком, с народными, простыми на первый взгляд нуждами, со всенародным "недостатком", да еще вдобавок нелегальный, не признанный официально!
    ...И об стакан бутылкою звеня,
    Которую извлек из книжной полки,
    Он выпалил: "Да это ж про меня.'
    Про нас про всех, какие к черту волки?!"
    Ну все — теперь, конечно, что-то будет,
    Уже три года — в день по пять звонков.
    Меня зовут к себе большие люди,
    Чтоб я им пел "Охоту на волков".
    А еще Высоцкого, конечно же, любили за искренность:
    ...Я от суда скрываться не намерен:
    Коль призовут — отвечу на вопрос.
    Я до секунд всю жизнь свою измерил
    И худо-бедно, но тащил свой воз.
    Но знаю я, что лживо, а что свято —
    Я понял это все-таки давно.
    Мой путь один, всего один, ребята,
    Мне выбора, по счастью, не дано.
    "Счастье есть дело судьбы, ума и характера", — писал Н.М.Карамзин. Судьба Высоцкого, с точки зрения обывателя, весьма неудачна. Не нажил "палат каменных", пьяницей был, семью хорошую не смог создать... Впрочем, обыватель и памятник на Ваганьковском осудит завистливо.
    Характер барда — в его стихах.
    Я не люблю себя, когда я трушу,
    Я не люблю, когда невинных бьют...
    Это стихотворение настолько известно, что нет смысла его долго цитировать. В нем нравственные заповеди Высоцкого. Как и в других программных песнях.
    А был ли он счастлив?
    А бывает ли счастлив творец?

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1459 раз
    Современная русская поэзия
    Умеющий услышать и, услыхав,
    погибающий, — он с нами. И вот
    ему — вся нежность нашей
    проклятой лирической души.
    И все проклятые яства с нашего
    демонского стола.
    А. Блок

    В эпиграф я вынес слова А. Блока, которыми он когда-то приглашал смелых людей на вселенский поэтический пир. Сегодня они бы прозвучали слишком напыщенно и театрально. Современная русская поэзия избегает громких слов и тем более таких ответственных обещаний. Поэзия наших дней по накалу явно уступает прозе. Отечественная поэзия как бы самоустранилась от выполнения своих извечных обязанностей Философа и Учителя. Процесс этот начался еще во второй половине семидесятых годов. Во всяком случае, так считают многие ведущие наши критики поэзии. Например, известный критик поэзии Ал. Михайлов склонен назвать этот процесс нормальным. Критик А. И. Павловский в соответствующем разделе двухтомной “Истории русской советской поэзии” говорит “о промежуточности” этапа. Критик С. Чупринин категоричен: “поколения не получилось, и нового Пушкина”.
    В годы застоя поэт Василий Казанцев написал притчу, по-своему передающую суть положения в современной поэзии. Стихотворение не без сарказма названо им “Несчастливый поэт”:

    Говорил иносказаниями.
    Что ни строка — иносказание.
    Это очень трудно —
    Говорить иносказаниями.
    Но этого никто не заметил...

    Далее автор отмечает, что поэт попробовал говорить и напевным языком, и простым, но результат прежний: “Никто не заметил”. Мне кажется, стоит расшифровать содержащуюся в этом стихотворении аллегорию буквально: упомянуты здесь и авангардисты, и бывшие “тихие”, а также поэты так называемой “новой волны”.
    К середине 70-х годов стало ясно, что жанровые тенденции, принявшие национальное начало за основу, — явление
    самостоятельное. В чем же его особенность и отличие? Это можно увидеть, обратившись к творчеству А. Жигулина:

    Осень, опять начинается осень,
    Листья плывут, чуть касаясь воды.
    И за деревней на свежем покосе
    Чисто и нежно желтеют скирды.

    От этих стихов явно веет классической элегией, “светлой” грустью. На этом горизонте ярко зажглась “Звезда полей” Николая Рубцова. Рубцова называли “тихим”, и на это были свои основания. Ведь он сам написал строки:

    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи...

    Рубцову принадлежат и эти, не раз цитируемые критикой, строки:
    Останьтесь, останьтесь небесные синие своды. Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!
    Рубцов, по-моему, внедрил в современную поэзию некую программность, присущую лидерам художественного слова.
    Не менее интересное явление в современной русской поэзии — Юрий Кузнецов. Он претендует на раскрытие заветное “Тайны словян”:

    Что там шумит за небесной горой?
    Это проснулся великий покой.
    Что же нам делать?.. Великий покой
    Я разгоняю, как тучу, рукой.

    Образ проснувшегося богатыря, созданный Ю. Кузнецовым, постепенно уступил место глубокой нравственности лирического героя Олега Чухонцева, которая звучит в лучших стихах его сборника “Слуховое окно” и других:

    ...кто нищ, бездомен и гоним,
    он, прах гребущий по дорогам,
    как Иов, не оставлен богом,
    но ревностно возлюблен им.

    Для Чухонцева в современной поэзии открывается путь к нравственному и духовному совершенствованию.
    О поэтах “новой волны” я бы сказал строками из стихотворения Андрея Вознесенского:

    Моей жизни часть эмигрировала.
    Здесь жила. Пустила корни.
    С интересом сейчас игривым
    рассматривает меня.

    Вознесенский, по-моему, явился предтечей поэтов “новой волны” и, к сожалению для новых авангардистов, до нынешнего часа не превзойден ими ни по таланту, ни по мастерству.
    Особенно хочется отметить явление в нашей поэзии Иосифа Бродского. Волею судьбы он оказался на самой вершине русской поэзии, став Нобелевским лауреатом. Когда-то, говорят, Бродский и Рубцов посещали одни литературные тусовки в Ленинграде. Но судьбы их сложились по-разному. Рубцов убежал от своих гонителей в вологодскую деревню, Бродский с рублем в кармане оказался за границей.
    В поэзии Бродского я открыл для себя новые мотивы и пути развития русской современной поэзии. Это прежде всего философская созерцательность, отвергающая, а вернее, не обращающая внимания на всяческие “корни”, “почвы” и т.д. Для Бродского важен дух Человека Вселенной. И это естественно для поэта. Такой путь в поэзии открывает, на мой взгляд, новые возможности. Например, с высоты Человека Вселенной не грех всуе упомянуть о любом “идоле” любого государства:

    К правому делу Жуков десницы
    Больше уже не приложит в бою.
    Спи! У истории русской страницы
    Хватит для тех, кто в пехотном строю
    смело входили в чужие столицы,
    но возвращались в страхе в свою...

    Конечно, успехом творчества Иосифа Бродского не заканчивается разговор о современной русской поэзии. Пусть сегодня она находится не в самом лучшем своем состоянии. Но все же есть надежда, что вскоре явится некто и пригласит нас на очередной вселенский поэтический пир. Это несомненно так же, как по удачному сравнению, кажется, А. Вознесенского, в слове Россия слышится — поэзия.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1837 раз
    Совесть эпохи (Феномен Владимира Высоцкого)
    Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
    Может, кто-то когда-то поставит свечу
    Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
    За веселый манер, на котором шучу.
    В.Высоцкий
    Первый сборник стихов Высоцкого назывался "Нерв". И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, "кричал" он свои надежды и упреки в лицо сытой диктатуре. К нему прекрасно подходят слова Пушкина: " ... в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал".
    У Высоцкого, конечно, совершенно иная стилистика, другие метафоры и аллегории. Но суть остается такой же:
    ...В землю бросайте зерна —
    Может, появятся всходы.
    Ладно, я буду покорным —
    Дайте же мне свободу!..
    ...Лили на землю воду —
    Нету колосьев — чудо!
    Мне вчера дали свободу.
    Что я с ней делать буду?
    ...Если где-то в чужой неспокойной
    ночи ты споткнулся и ходишь по краю,
    не таись, не молчи, до меня докричи —
    я твой голос услышу, узнаю...
    ...Много неясно в странной стране,
    можно заплутаться и заблудиться.
    Даже мурашки ползут по спине,
    если представить, что может случиться.
    Вдруг будет пропасть и нужен прыжок?
    Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?
    А? Э... Так-то, дружок, в этом все дело...
    ...Два слова войскам — несмотря на успехи,
    Не прячьте в чулан или старый комод
    Небесные легкие ваши доспехи, —
    Они пригодятся еще через год...
    ...Гололед на земле, гололед,
    Целый год напролет, целый год,
    Будто нет ни весны, ни лета.
    Чем-то скользким одета планета,
    Люди, падая, бьются об лед.
    Гололед на земле, гололед.
    Целый год напролет, целый год...
    Обычно поэтов упоминают по фамилии: "У тебя есть что-нибудь Евтушенко?", "Последнюю песню Окуджавы слышал?", "Вознесенского читал?"
    К Высоцкому относились как к родственнику. "Пойдем Володю слушать". И это не было фамильярностью, просто он в каждой семье стал своим. Нарочитое умолчание после его смерти прорвалось как взрыв. Будто прокололи кэгэбешный гнойник. Будто порвали цепи страха. Власти, наверное, были в шоке, пытаясь жалкими железными рогатками на тротуарах сдержать людей. А они все шли и шли. Проститься!
    На смерть В.Шукшина Высоцкий писал:
    Еще — ни холодов, ни льдин,
    Земля тепла. Красна калина.
    А в землю лег еще один
    На Новодевичьем мужчина...
    ...Гроб в грунт разрытый опуская
    Средь новодевичьих берез.
    Мы выли, друга отпуская
    В загул без времени и края...
    А рядом куст сирени рос.
    Сирень осенняя. Нагая...
    Он будто предвидел свою смерть. Как и в стихах:
    ...А внизу говорят — от добра ли,
    от зла ли, не знаю:
    * Хорошо, что ушел!
    * Без него стало дело верней. —
    * Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
    * Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.

    ...Открылся Лик — я встал к нему лицом,
    И Он поведал мне светло и грустно:
    * Пророков нет в отечестве своем,
    * Но и в других отечествах не густо...
    *

    Надо сказать, что провидение поэтов существует. И тут нет никакой истики. Высоцкий предвидел даже то, что после смерти его признают официально:
    Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
    Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
    Он промчался по нашей земле ярко и скоротечно. Гамлет XX века, который "ставил правильный ответ, но не находил нужного вопроса".

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1575 раз
    Сила творчества В. Высоцкого.
    Они уходят вдаль, но никогда не умирают,
    И в песнях, и в стихах своих живут.
    И. Талъков
    Познакомившись с современными поэтами, мне бы хотелось остановиться на творчестве В. Высоцкого. Всего лишь один урок, где звучали стихи и песни в его исполнении, записанные на грампластинках, где рассказали о его жизни и творчестве, и несколько часов работы дома, а сколько нужного и интересного я узнала, поняла. Все это заставило задуматься и сделать определенные выводы. И не согласиться со словами И. Талькова невозможно. В июле будет двенадцать лет, как нет этого прекрасного поэта, голос которого звучит во многих уголках нашей страны, продолжает жить, не умолкая. И вот у меня появился “свой собственный Высоцкий”, о котором мне бы хотелось рассказать. О нем можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий —неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек. Что бы ни делал: исполнял песни, снимался в кино, играл в спектаклях, — он всегда работал с полной самоотдачей, на износ. Он был и остается самим собой, весь на виду со своими удачами и неудачами, сомнениями и убежденностью. И как доказательство этому — книга М. Влади “Владимир, или Прерванный полет”. Но песня — самое главное в его жизни. По этому поводу он говорил: “Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну — театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую — только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!” Им написано много песен, в которых заключено все, что он думает об искусстве, о жизни, и о людях. Творчество поэта многогранно и разнообразно. Кого-то покорила лирика о любви, кому-то ближе военные песни, кто-то рад “сказочным песням”. Хоть В. Высоцкий был и актером, попробовал на себе различные характеры людей, побывал в разных ситуациях, он всегда оставался искренним, простым и откровенным. Писать по заказу Высоцкий не мог и не хотел, писал только о том, что его волновало, интересовало, о чем болели душа и сердце. В песне “Я не люблю” полностью раскрыты его взгляды на мир, на жизнь, показано его отношение к людям, к себе, что ему было дорого, что он ненавидел:
    Я не люблю фатального исхода,
    От жизни никогда не устаю.
    Я не люблю любое время года,
    Когда веселых песен не пою.
    Я не люблю себя, когда я трушу,
    И не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более — когда в нее плюют.
    Пусть меняется мир, пусть меняются взгляды у людей, пусть произойдет большой переворот в стране, В. Высоцкий не продаст свою совесть и не отступит от своих идей, он меняться не собирается:
    Пусть впереди большие перемены,
    Я это никогда не полюблю.
    Сила творчества Высоцкого — в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал, не переживал, не переболел. Его песни — не просто мысль, облаченная в стихотворение — музыкальную форму, но состояние души. Он считал: “Неважно, кто и как исполняет, в какой форме! Важно — что! и интересно это людям или нет”.
    Свое сочинение мне бы хотелось закончить словами самого В. Высоцкого:
    Но кажется мне, не уйдем мы с историей
    На заслуженный и нежеланный покой...
    На сегодняшний день мы видим, что эти слова не нуждаются в доказательстве.
    В. Высоцкий продолжает свою жизнь.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1526 раз
    Разные лица Владимира Высоцкого
    Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.
    Как ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и выросшего в Москве, работавшего в столичном театре. Но он обладал редким даром сочувствия. Когда говорил от чьего-то лица (и как актер, и как поэт-певец), перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:

    Отставить разговоры!
    Вперед и вверх, а там...
    Ведь это наши горы,
    Они помогут нам...
    (“Мерцал закат, как блеск клинка...”)

    Он любил своих друзей и остро переживал потери — совсем как герой его песни “Он не вернулся из боя”.
    Он любил жизнь и верил в ее победу над любой бедой, как и те солдаты, которые, видя выжженную Землю, бились за ее возрождение:

    Кто сказал, что Земля не поет,
    Что она замолчала навеки?!

    Нет! Звенит она, стоны глуша,
    Изо всех своих ран, из отдушин,
    Ведь Земля — это наша душа,
    Сапогами не вытоптать душу.
    (“Песня о Земле”)

    Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:

    Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
    И только немного завидуешь тем —
    Другим, у которых вершины еще впереди.
    (“ Верши на”)

    Но не только реальные люди были ему созвучны, но и литературные и фольклорные персонажи: отказавшийся от дележа и невзлюбивший свой век Гамлет, очарованная сказкой Алиса и даже бесшабашный Соловей-Разбойник.
    Были у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал свой портрет “от противного”, в красках изображая тех, кто был ему глубоко неприятен.

    У них денег — куры не клюют,
    А у нас на водку не хватает, —

    пел он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него, талантливого и знаменитого” шептались завистники. Высоцкий не боялся, что его “перепутают” с отрицательным персонажем. Просто знал себе цену.
    В некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно искренен:

    Я не люблю уверенности сытой,
    Уж лучше пусть откажут тормоза,
    Досадно мне, коль слово “честь” забыто
    И коль в чести наветы за глаза.
    (“Я не люблю”)

    А в общем-то он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного — фальши.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1512 раз
    Поэтический нерв нашей эпохи (Владимир Семенович Высоцкий)
    Непостижимо, откуда он, молодой, так много и так точно знал про нас про всех? Про войну — хотя сам не воевал. Про тюрьмы и лагеря — хотя сам не сидел. Про деревню — хотя сам коренной горожанин (дом на Первой Мещанской, в конце...). Откуда эта щемящая достоверность? Никакая тут не стилизация: он о родном, о своем поет:

    Как во смутной волости,
    Лютой злой губернии,
    Выпадали молодцу
    Все шипы да тернии.
    Он обиды зачерпнул, зачерпнул
    Полные пригоршни,
    Ну а горе, что хлебнем, —
    Не бывает горше.
    Пей отраву, хочь залейся!
    Благо денег не берут.
    Сколь веревочка ни вейся —
    Все равно совьешься в кнут.

    Как успел он прожить столько жизней? И каких! И как невероятно много может сделать один-единственный человек.
    В январе 1980 года он записывался для “Кинопанорамы”. Пел “Мы вращаем Землю”. Первая попытка — неудача. Вторая, третья, четвертая — тоже... Лишь пятая его немного удовлетворила. Вот уж кто не берег, не щадил себя, чтобы отыскать, открыть и пропеть правду, чтобы так сблизить совсем разные, далекие поколения.
    Почти каждую свою песню он пел на последнем пределе сил человеческих. А сколько у него таких песен и сколько раз он так их пел? Какими трудами, нервами, кровью они создавались?
    Его способность самоотдачи феноменальна. Чтобы так много отдавать, надо это иметь, но надо иметь и удивительную способность слушать, брать, видеть, впитывать — везде, всегда, от всех.
    Слушая его, я, в сущности, впервые понял, что знаменитый древнегреческий Орфей, играющий на струнах собственного сердца, — никакая это не выдумка красивая, а чистая правда.
    В его песнях ощущаешь, будто он сам все время прислушивается, боясь пропустить чей-то сигнал бедствия. Это он сам мчится кому-то на помощь, боясь опоздать. Это он сам справляет виноватые поминки по павшим, боясь кого-нибудь из них позабыть, не понять...

    Спасите наши души!
    Мы бредим от удушья.
    Спасите наши души!
    Спешите к нам!
    Услышьте нас на суше —
    Наш SOS все глуше, глуше,
    И ужас режет души
    Напополам...

    Он бьет в набат, будит память, совесть. У каждого человека — свой голос, своя песня, но как мало мы знаем об этом, как поздно, банально, бессильно спохватываемся. В этом-то и состоит, быть может, самая первичная трагедия всех трагедий:

    Кто-то высмотрел плод, что неспел,
    Потрусили за ствол — он упал.
    Вот вам песня о том, что не спел
    И что голос имел — не узнал.
    Может, были с судьбой нелады,
    И со случаем плохи дела,
    А тугая струна на лады
    С незаметным изъяном легла.

    Он начал робко — с Ноты “до”,
    Но не допел ее, не до...
    Не дозвучал его аккорд
    И никого не вдохновил.
    Собака лаяла, а кот
    Мышей ловил, мышей ловил.
    Смешно, не правда ли, — смешно?
    А он шутил — не дошутил,
    Недораспробовал вино,
    И даже недопригубил.

    Он как бы предчувствовал и почти досконально знал свою судьбу — будто сам загадал и сам же отгадал. А может быть, и так — сам ее делал, а потому и знал? Ведь его песни — это какая-то неистовая гонка, гонка и от гибели своей — и прямо навстречу ей.

    Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
    Но сегодня — опять как вчера:
    Обложили меня, обложили —
    Гонят весело на номера!

    Он не вышел ни званьем, ни ростом,
    Не за славу, не за плату —
    На свой, необычный манер
    Он по жизни шагал над помостом —
    По канату, по канату,
    Натянутому, как нерв.

    В одном из интервью на вопрос: “Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?” — Владимир Высоцкий ответил: “Еще одну жизнь”.
    Этот его ответ стал пророческим для него самого. Своим даром он как бы обрел вторую жизнь после физической смерти. Его песни всегда будут звучать в кругу людей, которым дорога честь, справедливость и для которых главное в жизни — любовь к отечеству.

    Дата публикации: 26.02.2008
    Прочитано: 1498 раз

    Всего 15 на 2 страницах по 10 на каждой странице
    [ 1 | 2 ] [>>]

    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP