Меню
  • Главная

  • Сочинения

  • Шпаргалки

  • Краткие содержания

  • Топики по Английскому

  • Топики по Немецкому

  • Рефераты

  • Изложения

  • Биографии

  • Литературные герои

  • Доклады

  • Реклама на сайте

  • Реклама

    Статистика
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Бегун
    Сочинения
    Абрамов Ф.А.
    Аверченко А.Т.
    Айтманов Ч.
    Аксенов В.П.
    Акулов И.
    Алексеев М.
    Алексин А.Г.
    Андреев Л.
    Анненский И.Ф.
    Астафьев В.П.
    Ахмадуллина Белла
    Ахматова А.А.
    Бабель И.Э.
    Багрицкий Э.
    Бажов П.П.
    Бальмонт К.
    Баратынский Е.А.
    Батюшков К.Н.
    Белов В.
    Белый А.
    Блок А.А.
    Бородин Л.И.
    Бродский И.А.
    Булгаков М.А.
    Бунин И.А.
    Визбор Ю.И.
    Вознесенский А.А.
    Высоцкий В.С.
    Герцен А.И.
    Гоголь Н.В.
    Гончаров И.А.
    Горький М.
    Грибоедов А.С.
    Гумилев Н.С.
    Достоевский Ф.М.
    Есенин С.А.
    Жуковский В.А.
    Зарубежная литература
    Зощенко М.М.
    Карамзин Н.М.
    Крылов И.А.
    Куприн А.И.
    Лермонтов М.Ю.
    Ломоносов М.
    Мандельштам О.Э.
    Маяковский В.В.
    Набоков В.
    Некрасов В.П.
    Некрасов Н.А.
    Окуджава Б.
    Островский А.Н.
    Островский Н.А.
    Пастернак Б.Л.
    Паустовский К.Г.
    Пелевин
    Платонов А.П.
    Пришвин М.М.
    Пушкин А.С.
    Радищев А.
    Распутин В.
    Салтыков-Щедрин М.Е.
    Северянин И.
    Солженицин А.И.
    Сологуб Ф.К.
    Сочинения на свободную тему
    Стругацкие А. и В.
    Твардовский А.Т.
    Толстая Т.
    Толстой А.К.
    Толстой Л.Н.
    Тургенев И.С.
    Тютчев Ф.И.
    Улицкая Л.Е.
    Фет А.А.
    Фонвизин Д.И.
    Цветаева М.И.
    Чаковский А.Б.
    Чехов А.П.
    Шолохов М.А.
    Адамович А.
    Битов А.А.
    Шпаргалки
    Краткие содержания
    Абрамов Ф.Б.
    Народные и древнерусские произведения
    В
    Г
    Д
    Е
    Ж
    Ж
    З
    И
    К
    Л
    М
    Н
    О
    П
    Р
    С
    Т
    У
    Ф
    Х
    Ц
    Ч
    Ш
    Э
    Я
    Аверченко А.Т.
    Айтматов Ч.
    Андреев Л.
    Астафьев В.П.
    Ахматова А.А.
    Топики по английскому языку
    Art and Music (искусство, художники, музыка, песни)
    Books and writers (книги, писатели)
    Business, shopping (бизнес, экономика, покупки)
    Education (школа, образование)
    Environment, health (природа, окружающая среда, здравоохранение)
    Famous people (знаменитые люди)
    Films (кино, рецензии на фильмы)
    Geography (история стран, география)
    Hobbies, holidays, free time (хобби, развлечения, праздники)
    Job, society (работа, карьера, общество)
    Mass Media (книги, газеты, СМИ, ТВ)
    Myself, my family, my friend, youth problems (о себе, семья, друзья, проблемы молодежи)
    Places (города, страны)
    Politics (политика, власть)
    Religion (религия, культуры)
    Science (наука, прогресс)
    Space (космос, планеты)
    Sports and Games (спорт, Олимпийские игры)
    Travelling, weather, customs (путешествия, поездки, климат в странах, традиции)
    Топики по немецкому языку
    Рефераты
    Экзаменационные изложения
    Экзаменационные изложения
    Биографии
    Литературные герои

    Последние публикации
    A story about seeing MxPx
    On November 13th I went to Tramps in New York to see one of my favorite bands, MxPx. MxPx is a Christian pop-punk band. Pop punk basically means happy punk. The band members, are Mike Herrera who plays bass and sings, Tom Wisniewski who plays guitar and Yuri Ruley plays drums. They played about 10 songs, all of which I knew.

    Дата публикации: 04.06.2010

    Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ явился воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
    Обломов — это человек, наделенный многими достоинствами и сохранивший главное — совесть, но не нашедший применения своим силам и потому оказавшийся невостребованным российской жизнью. Этот герой породил емкое понятие «обломовщина», живучесть которой убедительно показана в романе. Обломовщина распространилась по деревням и селам крепостнической России, укоренилась в ее столице, она проявляет себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентный профессий. Обломовское начало живет в Захаре — его крепостном слуге, в гостях героя, в быте вдовы Пшеницыной... Если вся страна будет состоять из таких «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».
    Друг главного героя Андрей Штольц, появляется в финале первой части романа, прерывая знаменитый «Сон Обломова». Он, будучи антагонистом Обломова, тем не менее, во имя давней дружбы пытается расшевелить приятеля, пробудить его к активной жизни, напоминая ему о давних мечтаниях «обжечь ноги на Везувии».
    Штольц — выходец из мещанского сословия. От отца-немца, технолога и агронома, служившего управляющим имением и крепостной фабрикой, он унаследовал деловитость, аккуратность и точность. Но мать его была русская, и благодаря ее мечтательности, душевности и широте натуры, он вышел из «узенькой немецкой колеи» на дорогу, «которая не снилась ни деду его, ни отцу, ни самому ему». Штольц, с детства привычный к труду, самостоятельности, обладающий волей к достижению цели и бесстрашием перед трудностями, сам пробивает себе дорогу в жизни. Он получил блестящее образование в университете в Москве, затем «сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», а, выйдя в отставку после службы, «занялся своими делами», активной коммерцией. Он поддерживает связи с чиновниками, со светским обществом. Он много читает, постоянно пополняет и обогащает свои знания. «Образ, содержание, стихия и цель», как он сам определяет идеал своей жизни, — осмысленный труд. Гончаров, создавая образ Штольца, хотел, по-видимому, изобразить положительный идеал нового деятеля России. Он был убежден, что множество Штольцев «должно явиться под русскими именами». Критик Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об этом персонаже: «Он человек положительный, натура уравновешенная, чуждая излишеств рефлексии, бодрая, деятельная, жизнерадостная...». Штольц, кроме всего прочего, ведет просветительскую деятельность, говоря о народных школах, об образовании для простых людей. В пользу этого героя говорят и такие его качества, как способность к преданной дружбе и глубокой любви. Штольц идет по жизни «твердо, бодро», он и внешне такой же — «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Наконец, главное его качество — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина».
    Этот герой «нового века» симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему счастье с Ольгой Ильинской, образ которой овеян изумительной поэзией. Штольц выходит победителем во всех жизненных ситуациях. Но почему-то писатель не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения и просветительской деятельности. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что Штольц «больше всего боится воображения». «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе», эгоизм и расчетливость все-таки преобладают над чувствами. Ум Штольца преобладает над сердцем, он контролирует все душевные порывы. В конце концов, он находит для себя успокоение в семейном счастье, тишине и комфорте, решает, что «все найдено, нечего искать, некуда больше идти». Сам автор признавал, что в этом его герое слишком яркими были стремления к приобретательству и «слишком голо выглядела идея». Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинству из них Штольц не внушал доверия в роли «положительного начала», то есть, как подчеркивал Н. А. Добролюбов, «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
    Конечно, появление в романе этого «возбудителя жизни» и противника обломовщины привнесли в сюжет романа живость, динамичность и напряженность, но все-таки Штольц, его убеждения и образ жизни — не выход из тупика. Его деятельность направлена на узкопрактические интересы, лишена живого интереса к реальности, лишена тяги к деятельности на благо общества, к искусству. И потому вовсе не он положительный герой романа.
    По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга. Это красивая молодая и энергичная женщина, обладающая необыкновенной простотой и естественностью, женщина, которую влечет к значительным делам, имеющим общечеловеческий смысл. Она лишена жеманства, кокетства, лжи и ми-Щуры. Прислушиваясь к себе, Ольга чувствует, что душа ее «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь натуры Ольги. Он доволен своей жизнью, он не пойдет «с Манфредами и Фаустами», «на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», он склонит голову и «смиренно» переживет «трудную минуту...». А вот Ольга, по предположению Д. Н. Овсянико-Куликовского, разочаровавшись в Штольце, «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод», и в любом забытом уголке сохранит заветы своей молодости.

    Дата публикации: 11.09.2008

    Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ 10 главы второй части романа "Обломов"
    Любая повесть, роман состоит из эпизодов, следующих друг за другом в определенной последовательности. Немалую роль в повествовании занимают и в несюжетные эпизоды, например, письма. Их роль – раскрыть внутренний мир героя, проникнуть в самые сокровенные уголки его души. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главные герои в письмах признаются друг другу в любви. Они не в силах сказать об этом словами, поэтому прибегают к перу и бумаге.
    В романе «Обломов» есть эпизод, в котором главный герой тоже пишет письмо своей возлюбленной, но с совсем иной целью: он хочет разорвать их отношения, отказаться от Ольги Ильинской. Ольга – совершенство во всем, она умна, красива, грациозна, и рядом с ней Илья Ильич был очень счастлив. Он забывает обо всем, и его любовь – искренняя, но в глубине души Обломов понимает, что эта женщина, увы, не для него. Принимая для себя решение, не видеться больше с Ольгой, он пишет ей прощальное письмо. Но, читая эти строки, читатель понимает, как тяжело Илье Ильичу дается этот шаг, как трудно ему отказаться от любви: «Мы полюбили друг друга так быстро, как будто оба вдруг сделались, больны и это мне мешало очнуться ранее». Действительно, для Обломова любовь – это болезнь, неестественное состояние. И поэтому он считает, что необходимо болезнь вылечить. Лучше расстаться с любимой женщиной в самом начале их отношений, иначе потом для него это сделать будет очень трудно, так как «любовь делает неимоверные успехи, это душевный антонов огонь». Ольга Ильинская для Обломова недосягаемый идеал, ангел в плоти. Он не верит в то, что она его действительно любит, скорее это лишь жалость: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль».
    Брак – это серьезный шаг для любого человека. Мужчина, создавая семью, возлагает на свои плечи ответственность и за ту женщину, с которой он решил связать свою жизнь, и за своих будущих детей. А готов ли ленивый, сонный Обломов к такому шагу? Для этого он должен стать другим человеком, достойным Ольги Ильинской. И Илья Ильич признается своей возлюбленной в том, что не сможет изменить свою жизнь: «… а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Эти строчки – кульминация письма.
    Страсть, душевные переживания, волнения – все это не для него.
    Женитьбу на Ольге Ильинской Обломов считает ошибкой ненужной обузой и для нее самой. Он не хочет эгоистично владеть этой женщиной. Ведь если спустя какое то время она встретит более достойного мужчину, то уже не сможет остаться с Обломовым: «Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль». Для Ильи Ильича разрыв с Ольгой благородный поступок. Он не хочет загубить и ее жизнь, так как загубил свою. И в то же время Обломов не в силах подняться с дивана, сбросить халат и окунуться в бурю страстей, изменить свою жизнь.
    И все же в заключении письма он говорит о том, что романтические встречи с Ольгой, «этот коротенький эпизод нашей жизни мне оставит навсегда такое чистое, благоуханное воспоминание, что одного его довольно будет, чтоб не погрузиться в прежний сон души, а вам не принеся вреда, послужит руководством в будущей нормальной любви». Прощаясь с Ольгой в письме, отказываясь от нее, Обломов считает, что избавляет любимую женщину от непосильного бремени и так будет лучше для них обоих.
    «Прощайте ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она с той ветки, на которую села невзначай!».
    Письмо Обломов пишет на одном дыхании, и после того как его закончил, почувствовал облегчение. «Будто бы сбыл груз души в письмо».
    В сюжетном плане романа этот эпизод показывает, что главный герой не способен совершать решительные поступки, не в силах изменить свою жизнь. Но все же его любовь к Ольге искренняя, и Обломову очень тяжело сделать этот шаг – отказаться от любимой женщины ради ее же счастья. Несмотря на то, что Илью Ильича во многом можно назвать мечтателем, романтиком (это видно и из письма, в нем много личных переживаний, чувств, страстей), все-таки он остается реалистом. И поэтому решается на разрыв с Ольгой в самом начале их отношений. Читая роман дальше, мы увидим, как этот пожар будет постепенно угасать, пока не превратиться в пепел и угли.

    Дата публикации: 11.09.2008

    Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
    Иван Александрович Гончаров — последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше, справедливее. Его романы: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” — относятся к тем произведениям, которые отражали реальную жизнь, старались воздействовать на общественные отношения, могли помочь читателям разобраться в окружающей обстановке.
    Роман “Обломов” — лучшее творение писателя. Это произведение привлекает к себе внимание читателей прежде всего необычностью героя. Только потом, читая роман, начинаешь понимать, почему Илья Ильич постоянно лежит на диване, почему мирится со всем тем беспорядком, который окружает его в комнате. “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью, зеркала, вместо того чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память, ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”.
    Так кто же такой Илья Ильич Обломов? Образованный, русский барин, выросший на деревенском приволье, привыкший к неге и неторопливому течению жизни. В домашней обстановке Обломова все подчинено одной цели — не утруждать хозяина. Даже одежда — рабыня его. Он когда-то служил, но потом оставил это обременительное занятие из-за того, что он не нуждается в деньгах, а ходить в учреждение, где все заняты бессмысленным перекладыванием бумаг, “игрой дурных страстишек”, сплетнями и “перебиваньем друг у друга дороги” он не желает. В жизни деловых людей Обломов не видит высоких помыслов, желания служить для блага и процветания России. Одни корыстные цели и страстишки преследуют эти люди. Обломову с ними не по пути.
    И мы постепенно проникаемся симпатией к этому доброму и бескорыстному увальню. Говоря о карьеристах и стяжателях, Обломов отмечает мелочность их помыслов и душонок. “А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает. А как мало тут человека-то нужно: ума, его воли, чувства — зачем это?”
    Обломов не видит в окружающем его мире достойной деятельности, а суетиться и подличать ради наживы не желает. Он не хочет растерять свое нравственное достоинство, разменять его на медяки да гроши. Кратковременное увлечение Ольгой Ильинской не вывело Обломова из “сонного состояния”. Ольга слишком прагматична для Ильи Ильича. Она любит не его, а свою идею: возродить в нем деятельного человека. Искренне влюбленный в Ильинскую, Обломов понимает подсознательно всю комичность и несерьезность ситуации, в которую попал. Тут та же ложь, что и везде. Постепенно любовь угасает. Ольга слишком благоразумна, чтобы отдаться любви беззаветно, бездумно.
    В Обломове мне нравится самокритичность, он лишен самодовольства и прекрасно понимает свое душевное падение. “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивания... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видел, никто не указал мне этого... Да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан... во мне был заперт свет, но только сжег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”. Какое глубокое философское понимание своей сути! Обломов лучше всех окружающих понимает свою никчемность и жалкость существования.
    Штольц, Ольга и другие действующие лица романа хуже Обломова, так как не осознают своей мелочности, бездуховности и самодовольства.
    Роман Гончарова “Обломов” — сложное многоплановое произведение. Каждое поколение находит в нем мысли, созвучные своему времени, в этом я вижу неувядающую прелесть и силу этого произведения.

    Дата публикации: 11.09.2008

    Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Термин “композиция” часто подменяют синонимическими словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т.п. — “внешняя композиция) иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу (“внутренняя композиция”).
    Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа “Обломов” ставим опорную схему.
    Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
    Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
    История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая “Обломова” словами: “он рассказал ему, что здесь написано”. Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
    Стремление “к точке зрения” — так выстраивается композиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это “чудо искусства”, это особый мир, живущий по своим художественным законам.
    Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность “безукоризненно группировать фигуры”, то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду.
    Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая.
    Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.
    Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.
    Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна — жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существование “Трогает жизнь, везде достает”, — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.
    Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий “закулисный” кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

    Дата публикации: 11.09.2008


    Публикации вне разделов
    «Приточная трава» - (Паустовский)
    На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой.
    Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
    Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх.
    На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесемками, висели у них через плечо. Они о чем-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.
    Почему-то всегда бывает обидно, когда вот такие загорелые, сероглазые и смешливые девушки, увидев тебя, сразу же напускают на себя суровость. И еще обиднее, когда, разминувшись с ними, услышишь за спиной сдержанный смех.
    Я уже был готов обидеться, но, поравнявшись со мной, девушки остановились, и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся. Что может быть лучше этой неожиданной девичьей улыбки на глухой полевой дороге, когда в синей глубине глаз вдруг появляется влажный ласковый блеск и ты стоишь, удивленный, будто перед тобой сразу расцвел всеми своими сияющими цветами, весь в брызгах и пахучей прелести, куст жимолости или боярышника?
    — Спасибо вам, — сказали мне девушки.
    — За что?
    — За то, что вы нам повстречались с этими цветами.
    Девушки вдруг бросились бежать, но на бегу несколько раз оглядывались и, смеясь, ласково кричали мне одни и те же слова:
    — Спасибо вам! Спасибо!
    Я решил, что девушки развеселились и шутят надо мной. Но в этом маленьком случае на полевой дороге все же было что-то таинственное, удивительное, чего я не мог понять.
    На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка. Она тащила на веревке дымчатую козу. Увидев меня, старушка остановилась, всплеснула руками, выпустила козу и запела:
    — Ой, милок! И до чего ж это чудесно, что ты мне встретился на пути. Уж и не знаю, как мне тебя благодарить.
    — За что же меня благодарить, бабушка? — спросил я.
    — Ишь притворенный, — ответила старушка и хитро покачала головой. — Уж будто ты и не знаешь! Сказать этого я тебе не могу, нельзя говорить. Ты иди своей дорогой и не торопись, чтобы тебе ветрел ось побольше людей.
    Только в деревне загадка наконец разъяснилась. Раскрыл ее мне председатель сельсовета, Иван Карпович — человек строгий и деловой, но имевший склонность к краеведению и историческим изысканиям, как он выражался, «в масштабах своего района».
    — Это вы нашли редкий цветок, — сказал он мне. — Называется «приточная трава». Есть такое поверье — да вот не знаю, стоит ли его разоблачать? — будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям — спокойную старость. И вообще — счастье.
    Иван Карпович засмеялся:
    — Вот и мне вы попались навстречу с «приточной травой». Пожалуй, будет и мне удача в моей работе. (442 слова) (К. Г. Паустовский. Приточная трава)

    Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.
    Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своем отношении к народным приметам.

    Дата публикации: 08.02.2008

    Русская деревня в изображении В. П. Астафьева (2 вариант)
    В. П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, умер в 2001 году на своей родине. Детство — труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери Лидии Ильиничны он посвятил повесть “Перевал”. А позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь...” После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов. Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Он был дважды ранен, контужен. Словом, на войне как на войне. После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником. Отсюда и начинается его собственно творческая биография.
    Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине 50-х годов известный критик А. Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда еще молодого художника: “Размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... По натуре своей он моралист и поэт человечности”.
    Поначалу Астафьев начал писать прозу — в том ее понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение, конечно, тоже было. Читал он всегда много. Позже, в “Зрячем посохе” — благодарной книге о своем лучшем незабвенном учителе А. Н. Макарове — в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: “Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по не зависящим от меня причинам”.
    Произведение “Последний поклон” написано в форме повести в рассказах. И все-таки это был не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Это тема Родины, в том значении, как понимает ее Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Повествование ведется от первого лица — мальчика Вити Потылицына, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити — гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити погибла — утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала как у всех остальных деревенских мальчиков — помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.
    Главная героиня “Поклона” — Витькина бабушка Катерина Петровна — именно потому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее, и заранее и навсегда данное.
    Ничего писатель в ней не приукрасил, оставил и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание все первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово — Генерал). И бьется, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнет рассказывать о жизни, и вот оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: “Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не по мер — тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась — это ли не радость?” Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек все чаще представляет счет судьбе, меряя зло и добро на ненадежных весах “общественного мнения”, подсчитывая страдания и ревниво подчеркивая свое милосердие. В “Поклоне” же все еще древне-родное, колыбельное, благодарное жизни и этим все вокруг животворящее.
    Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в литературе. Например, встречается он у Горького в “Детстве”. Его Акулина Ивановна очень похожа на Катерину Петровну Астафьева.
    Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школе, так как в деревне школы не было. И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, все потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть “Поклона” — грозный оборот своей судьбы, свое неизбежное “в людях”. Не случайно последние главы произведения были закончены в 1992 году.
    Вторую часть “Поклона” порою корили за жестокость, но подлинно действенна она была не мстительной нотой. Какое мщение? При чем тут оно?
    Художник вспоминает свое сиротство, изгнанничество, бездомность, общую отверженность, личность в мире, но не для того, чтобы теперь победительно восторжествовать: что, взяли?— или чтобы вызвать сочувственный вздох, или еще раз припечатать бесчеловечное время. Это все были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему астафьевскому дару. А разве маленький, цепкий герой “Поклона” Витька Потылицын что-то расчетливо сознавал?
    Он только жил, как умел, и увертывался от смерти, и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не пропустить. И если кто и срывается, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который и сейчас, из дали лет и понимания, со смятением спрашивает мир: как могло случиться, что дети оказались поставлены в такие условия существования? Он не себя жалеет, а Витьку, как свое дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, только желанием разделить с ним последнюю картошку, последнюю каплю тепла и каждый миг одиночества. И если Витька выбрался тогда, то благодарить надо опять же бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, достигала сердцем его страдания из дальней дали, неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прошению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра и держаться этой крупинки, и благодарить за нее.
    “Ода русскому огороду” была написана в 70-е годы. Эта повесть создавалась параллельно с “Прощальным поклоном”, словно на его полях.
    Напечатай их вместе, и они будут ревниво оглядываться друг на друга, стесняться похожести ситуаций и близости героев.
    Русская деревня в изображении Астафьева предстает перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, может быть, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженицыным, у которого деревня — полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним — только бы прожить, не умереть с голоду, не замерзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты.
    Произведения Астафьева находят отклик в душах читателей, которые понимают и любят Родину и хотят видеть ее все такой же светлой и чистой, какой видел ее автор.

    Дата публикации: 08.02.2008


    [ Назад | Начало | Наверх ]

    Реклама
    Нет содержания для этого блока!
    Пользователи


    Добро пожаловать,
    Гость

    Регистрация или входРегистрация или вход
    Потеряли пароль?Потеряли пароль?

    Логин:
    Пароль:
    Код:Секретный код
    Повторить:

    Сейчас онлайн
    ПользователейПользователей: 0
    ГостейГостей: 2
    ВсегоВсего: 2

    Разработка сайта и увеличение посещаемости - WEB-OLIMP